- длина стихотворной строки должна быть средней, иначе трудно подобрать движение;
- преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы легче было сопровождать текст движениями;
- в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующие лицо, чтобы исключить механические движения;
- стихотворения подбираются с учетом возраста, речевых и двигательных возможностей.
Для организации поведения при выполнении заданий, особенно сложных построений, используются счетные упражнения. Звучащий ритм служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях.
Чувство развитого ритма (на основе воспитания музыкального ритма) имеет большое значение в онтогенезе речи. Ребенок, начиная говорить, прежде всего, усваивает ритмический контур слова, понимая его смысл, но не умея еще его правильно произнести. Например, вместо слова молоток - «мотолок» и т.д. В логоритмическом воздействии на детей с речевыми нарушениями необходимо учитывать данные онтогенеза в формировании музыкального ритма и чувства ритма в целом.
Детям предлагаются наиболее доступные сочетания из четвертей, восьмых и половинных нот, причем не более одной пары восьмых в ритмическом рисунке. При этом у них воспитывается умение дифференцировать несложные разнообразные ритмы и сознательно подчинять таким несложным ритмам свои движения. Затем движения, отражающие ритм, автоматизируются. Автоматизированное движение исключает напряженность в двигательном аппарате, создает экономию сил, развивает легкость в движении и тем самым повышает качество исполнения.
Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, трудовым процессам, в форме построений и т.п. Содержание и формы драматизации должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются легкими движениями, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях, при работе с предметами.
Ритмические игры с детьми строятся по двум принципам:
■ отражающий порядок и беспорядок, то есть быстрый переход от неорганизованного, свободного движения к организованному, заранее предусмотренному;
■ «третий лишний», создающий возможность различных построений и изменений в процессе игры.
В ритмические упражнения всегда включается речь. Работа над речью проводится комплексная: над звуком, мимикой, жестом. Речевой материал можно условно разделить на три группы:
1. Движение со словом и жестом. Дети в разных действиях, положениях, взаимоотношениях активно выражают мысль, предложенную в тексте, например, дети, отмахиваясь от осы, хором говорят: «Тут оса! Там оса! Ай, боюсь! Ай, боюсь!» С последними словами дети вскакивают и разбегаются.
2. Называние действия группой участников или одним участником упражнения. Упражнения используются в соответствии с речевыми и двигательными возможностями детей. Эти упражнения важны для коллективного ритма. Например, игра «Мы на луг ходили» (Слова В.Кукловской, пер. с укр. Т.Волгиной, музыка А.Филипенко).
3. Диалоги: по взаимодействию, в которых говорит только один из участников, а второй действует молча; речевое общение ведется обоими участниками или двумя группами.
Одни упражнения проводятся в форме диалога, выражающего обращение, просьбу или запрещение для одного из участников, второй молча выполняет или не выполняет действие. В других упражнениях говорят обе стороны: двое участников или групп. Пример игры, «Сорока, сорока» (Русская народная песня в обработке В.Агофонникова. автор М.Медведева).
В логопедической ритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности.
На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха используют колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик поет выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой: дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Для развития ритмического чувства используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты. Например, игра «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет. Для развития тембрового слуха полезно сравнивать звучание не только различных инструментов, но и сходных по тембру и характеру звучания, например, бебенчика и бубна. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игры типа «холодно - горячо»).
Новости образования:
Особенности памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
Расстройства памяти у умственно отсталых лиц объясняется слабостью замыкательной функции коры и в связи с этим малым объемом и замедленным темпом формирования новых условных связей, а также их непрочностью. Ослабление активного внутреннего торможения, обуславливающее недостаточную концентрированнос ...
Анализ полученных результатов и их интерпретация
После проведения серии занятий с целью повышения уровня профессиональной готовности старшеклассников мы вновь провели исследование уровня профессиональной готовности старшеклассников. Результаты исследования по шкале «Автономность» на контрольном этапе мы поместили в таблицу 6. Таблица 6 Распределе ...
Формирование воображения, как одно из условий формирования культуры общения
Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса западных психологов, начиная с 50-х годов. Функция воображения – построение и создание образов – была признана важнейшей человеческой способностью. Её роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения. В 50-е годы Дж. ...