Понятие, структура и виды деятельности, ее влияние на формирование толерантности

Педагогические практики » Условия формирования межкультурной толерантности у подростков » Понятие, структура и виды деятельности, ее влияние на формирование толерантности

Страница 1

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности. (17, с. 45).

Деятельность имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется (конкретная потребность). В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать чтение книги.

Операцией называют способ осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. (6, с. 78-83).

А.Н. Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности.

Внешняя деятельность – это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя – это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания. Согласно взглядам А.Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. (17, с. 56).

Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином «интериоризация».

В. И.Слободчиков, Е.И.Исаев утверждают о том, что «интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания: в своем внутреннем мире (сознании) субъект строит образ, символ, знак чего-либо, с чем он устанавливает ценностно-смыловое отношение». (23, с. 129-130).

Поэтому процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через внутренний мир, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делают с ним.

Практически все отечественные психологи, изучающие процесс развития деятельности ребенка, на основе которой формируется личность, выделяют «отношение к миру вещей» и «отношение к миру людей» как две стороны существования единого, неделимого процесса деятельности.

Принимая во внимание это и учитывая, что в основе процесса воспитания толерантности заложена идея добровольного осознанно выбранного отношения к поведению и поступкам другого, полагаем, что деятельность – это необходимое условие формирования толерантного отношения.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Правила проблемного обучения
Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соб ...

Приемы обучения чтению
Первоначальная задача учителя - обеспечить интенсивное совершенствование чтения учащихся. Младшие школьники должны овладеть целостными приемами чтения, т.е. чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и пониманию прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое ...

Вопросы коррекции речи дошкольников в психолого-педагогической литературе
Повышение общей культуры человека невозможно без развития культуры речи, так как культурные нормы и все то, что регулирует человеческое поведение, даются через язык и речевое общение. Под речью понимают как процесс говорения (речевая деятельность), так и его результат (речевое высказывание). Речь - ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru