Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Например, умение делать что-либо собственными руками означает, что обладающий таким умением человек всегда будет работать хорошо и способен сохранить высокое качество труда в любых условиях.
Многие представители отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, К.Поливанова, Д.Б. Эльконин и т.д.) признают в качестве необходимого условия развития личности возможность участвовать в разнообразных видах деятельности.
Сущность процесса развития заключается в целенаправленном накоплении информации с последующим ее упорядочением, структурированием и использованием.
По утверждению С.К. Бондыревой, «получаемая (добываемая) человеком информация используется для выработки качественных (точных и своевременных) оценок окружающего мира, выработки обоснованных отношений и построения успешного (с точки зрения удовлетворения потребностей) поведения». (8, с. 166).
Человек – социальное существо и для своего развития он нуждается в постоянной информации о себе подобных. Поскольку источником информации, которая необходима человеческому существу для того, чтобы становиться и оставаться человеком, могут быть только другие представители его вида, они выступают в качестве предмета особой его потребности.
Следовательно, существует потребность в людях и удовлетворяется она путем общения. По утверждению С.К. Бондыревой, «механизм удовлетворения потребности человека в другом человеке основан на формировании, развитии и функционировании в ядре этой потребности обобщенного (эталонного) образа другого человека». (8, 205).
На развитие личности влияет функционирование комплекса «Я», что происходит именно за счет информации, получаемой индивидом путем общения с другими людьми. Как мы уже отмечали ранее, особенности взаимодействия в психике обобщенного образа другого человека и образа своего «Я» определяют глубинную толерантность или интолерантность данного индивида.
Итак, в процессе выстраивания продуктивных взаимоотношений человека с самим собой и окружающей действительностью происходит накопление индивидуального опыта и развитие личных умений, связанных с самореализацией личности (ориентация на себя), и умений, обеспечивающих эффективную взаимосвязь с другими людьми (ориентация на других).
Новости образования:
Обзор методик логопедической работы направленных на развитие импрессивной речи
Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б., Ефименковой Л.Н. было разработано с учетом возрастной психологии и деятельности ребенка содержание коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Это содержание включает в себя формирование знаний и представлений об окружающем, развитие познавател ...
Условия, необходимые для развития взаимодействия родителей и ребенка
раннего возраста
Родители составляют первую общественную среду ребенка [18]. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. В современном обществе смена идеологических ориентиров или их отсутствие создают дополнительные трудности, с которыми приходятся сталкиваться современным родителям. П ...
Учёт психологических особенностей подростков в патриотическом
воспитании
Учащиеся 15 – 18 лет проявляют высокую социальную активность, выражающуюся не только в стремлении получить, возможно больше разнообразной информаций и знаний, но и желание участвовать в общественной жизни учебного заведения.
[
30
] Палагина Н.Н. считает, что чувство взрослости подталкивает подростк ...