Прочные знания, умения, навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, как важно серьезные занятия сделать для детей занимательными. Активизация познавательной деятельности учащихся одна из основных задач учителей начальных классов в обучении математике. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учений. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность, игра, все необычное, все неожиданное, что вызывает у детей богатое своими последствиями чувства удивления, живой интерес к процессу познания, все то, что помогает им усвоить любой материал.
С этой целью учитель начальных классов должен использовать в своей практике занимательный различный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, загадки, ребусы, математические лабиринты, кроссворды, различные игровые ситуации. Занимательный материал не только увлекает, но и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.
Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные умения и знания. Дидактическая игра является одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету наряду с другими методами, внесение в урок дидактической игры, удовлетворяющей целям обучения на данном уроке и носящей обучающий характер, сближает учебную деятельность ребенка с привычной, произвольное внимание детей постепенно переключается на учебные занятия, на решение учебной задачи. Благодаря использованию игры на уроках математики в начальной школе можно добиться более прочных и осознанных знании, умении и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя, в занимательной игровой форме выполняют большое число математических действий, упражнении, сравнивают числа, решают задачи и т.д., легче преодолевают трудности математического характера, возникающие в игре положительные эмоции активизируют деятельность ребенка, направляют на развитие произвольного внимания, памяти, и других свойств.
Игра - это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносят ее в свою игру. К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности в урок. Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального (или материализованного) действия с предметами или с их моделями, рисунками, схемами, при этом образы предметов, их свойств, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или с их моделями переносятся в план представлении, практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом осуществляется связь между материальной и внешне речевой формами действия. Опора на действия с предметами или с их моделями постепенно сокращается. Проговаривайте игровых действий переносятся во внутренний план (действия в уме).
Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешне речевая форма предполагает рассуждения, умственная форма действия (проговаривание «про себя») осуществляется тогда, когда у учеников уже сформированы представления или понятия. Эти три формы действия влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, при изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усваивали все формы действия.
Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строится в соответствии с закономерностями обучения, сформированными педагогами: «Чем больше и разносторонне обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой».
Основной деятельностью у детей является игра. Она является средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки», В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Силой воображения игровых действий, роли, способности перевоплощаться в образ дети создают игру.
Н.К.Крупская писала: «Игра - есть потребность растущего организма. В игре развиваются физическая сила ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива».
Новости образования:
Этнический состав молодёжных групп на территории российского Дальнего
Востока
Дальний Восток России заселён выходцами из разных народов, коренных и пришлых. Такова уж особенность состава населения этого региона, обусловленная историей его заселения. Коренные жители – нанайцы, ульчи, нивхи, удэгейцы, эвены, эвенки, корейцы, китайцы, коряки, чукчи, эскимосы, алеуты, орочи, бур ...
Формы внеурочных занятий
Широкие возможности внеурочных занятий в развитии, обучении и воспитании школьников качественно реализуются лишь при системной организации данных занятий. Основные компоненты системы внеурочных занятий позволяют выделить множество форм этих занятий, классифицированных по признакам: ¾ по хара ...
Интерпретация результатов изучения темы у детей,
посещающих и непосещающих факультативные занятия
Наше исследование позволило сделать главное наблюдение – между уровнем познавательной активности детей и их участием в дополнительных занятиях по информатике существует взаимосвязь. Показатели познавательных способностей согласно материалам, собранным в результате анкетирования детей и преподавател ...