Изучение концепции воспитательной работы школы и выявление условий, формирующих толерантность

Педагогические практики » Условия формирования межкультурной толерантности у подростков » Изучение концепции воспитательной работы школы и выявление условий, формирующих толерантность

Страница 1

Непосредственным объектом исследования в нашей работе является образовательное пространство школы № 84. Проблема межкультурной толерантности актуальна для этой школы, поскольку в ней обучаются дети разных национальностей и культур. Эту уже существующую систему воспитания мы рассматривали как модель формирования толерантности. Изучив и проанализировав Концепцию воспитательной работы школы, мы выдели принципы и основы воспитания, соответствующие той системе условий формирования толерантности, которая была выделена нами на основе изученной литературы.

Характерными признаками образовательного пространства являются структурность, взаимосвязь и взаимозависимость элементов. Как правило, в качестве системообразующего элемента воспитательных систем, выступает цель. Согласно концепции, целью воспитательной работы школы является «формирование человека культуры, человека, освоившего и осваивающего базовые культурные формы мышления, деятельности, социального взаимодействия и экологосообразной организации жизни, человека способного выстраивать свою личную перспективу, связывая ее с перспективой России». К основным компонентам культуры современного человека относят демократическую и правовую культуру, культуру толерантности и гражданственности. (15, с. 6).

Основные цели воспитательной системы связаны в первую очередь с созданием такой культурно-образовательной среды, в которой каждый участник образовательного процесса школы (учитель, ученик, родитель, партнер) чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и другим людям, обретал опыт жизненного и созидательного успеха.

Теоретическими основаниями построения воспитательной системы являются:

Культурно-исторический подход, понимание сущности человека прежде всего как человека культуры, и образования - как овладения культурой, культурными формами мышления и деятельности, социального поведения и организации жизни.

Философия гуманизма – ценности человеческой свободы, инициативы, достоинства, ответственности и самореализации.

Психологические идеи деятельностного подхода, возрастного развития Л.С.Выготского – Д.Б.Эльконина – К.Н.Поливановой.

Педагогические идеи гуманистической педагогики творческого воспитания О.С.Газмана, В.П. Бедерхановой, С.И. Полякова.(15, с.8).

Концепция регламентирует принципы и основы воспитания, на основе этих идей и выстраивается практика воспитательной работы в школе.

Система воспитания в школе выстраивается на принципах демократии, гражданственности и гуманизма, формирующих у молодых людей способность к самоопределению, инициативность, мобильность, толерантность, самостоятельность и ответственность. (15, с. 7).

Воспитательная работа в школе основана на следующих базовых принципах, которые соответствуют принципам формирования толерантного сознания:

Принцип человечности (гуманизма) – признание права ребенка на самовыражение, проявление самобытности и творческих возможностей, утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение (минимизация) принуждения и насилия над его личностью.(15, с. 9). Построение воспитательной системы школы исходит из представления о том, что школьники являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. В совместной деятельности с ребенком взрослый сознательно пользуется методом незавершенного (открытого) педагогического действия, буквально «освобождающего» и демонстрирующего места детской инициативы и возможных форм ее проявления. Общее признание прав и возможностей детской инициативы, поддержание отношений признания, уважения и диалога делает возможными партнерские субъект – субъектные отношения. Но это не «равенство», потому что оно в действительности невозможно в силу существенной разницы в жизненном опыте и социальной ответственности детей и взрослых.

Принцип экологичности (природособразности) – воспитание должно поддерживать учебную, социальную и жизненную активность школьников, учитывать особенности их возрастного, социального и культурного развития, опираться на достижения предыдущего этапа развития, создающие предпосылки для успешного развития ребенка.(15, с. 9).

Мы в качестве главного условия формирования толерантности выделили деятельность, потому как посредством деятельности у человека формируется отношение к окружающей действительности. Ведущей для подростка является деятельность проб. Образовательное пространство школы №84 адекватно возрастным образовательным задачам подросткового возраста, поскольку она предоставляет возможность таких проб и рефлексии результатов в специально выстроенном пространстве. Вторая ступень школы (5-8 классы) так и называется школой ориентации и проб и предполагает образовательно-развивающую, творческую деятельность в различных объединениях: мастерских, студиях, клубах, кружках.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Речевые упражнения в развитии диалогической речи учащихся среднего звена на уроках английского языка среднеобразовательной школы
Опыт школы показывает, что только путем заучивания речевых образцов и готовых диалогов нельзя овладеть диалогической речью именно потому, что она ситуативна. Поэтому необходимо учить учащихся переносу усвоенного материала и его употреблению в другой ситуации. Это можно сделать при помощи речевых уп ...

Диагностика уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста
Для того чтобы изучить взаимоотношение уровня развития культуры общения младших школьников и развитие их творческого воображения, следует изучить методики, позволяющие выявить уровни данного вопроса. Изучение методов диагностики сформированной культуры общения младших школьников их творческого вооб ...

Состояние связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
Целью данной экспериментальной работы является: - определение уровня сформированности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития и у учащихся с нормальным психофизическим развитием; - сопоставление уровней владения связной речью младшими школьника ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru