Реформа профильного обучения

Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Эта система профильного обучения должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные [14].

Базовые общеобразовательные предметы обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения. Предполагаются следующие обязательные общеобразовательные предметы: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, интегрированные курсы естествознания, обществоведения.

Профильные общеобразовательные предметы – это предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Содержание учебных предметов составляет федеральный комитет государственного стандарта общего образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют две функции: одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандарте уровне, другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

Предлагаемая система не ограничивает общеобразовательное учреждение в организации того или иного профиля обучения, а школьника – в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов. Существует несколько моделей организации профильного обучения.

1. Модель внутришкольной профилизации. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным и многопрофильным. Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но, благодаря значительному увеличению элективных курсов, представляет школьникам возможность в полной мере осуществить свои индивидуальные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2. Модель сетевой организации. Профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется на основе целенаправленного и организованного привлечения образовательных курсов иных образовательных учреждений.

Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. Основная их функция – профориентационная. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоение «поля возможностей и ответственности» [13].

Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

вариативность и личностную вариацию образовательного компонента;

практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов;

завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров [14].

Разработана система переподготовки и повышения квалификации учителей для работы в условиях профильного обучения, но при этом принципиально важно привлечь в школы преподавателей из других образовательных учреждений (профессионального и дополнительного образования) [19].

Новости образования:

Программа, техника тренировки мнемических способностей в учебной деятельности
Проанализировав литературу и некоторые методики («Развитие памяти. Система приемов» Ю.К. Пугач), мы предлагаем примерную программу для развития мнемических способностей у школьников. Составляя эту программу, мы ориентировались на то, что данные приемы смогут помочь учащимся легко усваивать большое ...

Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста
Изучение происхождения игры, как особого вида человеческой деятельности даёт возможность определить её сущность: игра – образное, действенное отражение жизни, она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду. Игра – основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, сп ...

Проблемы музыкально-художественного воспитания детей
Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осу ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru