Следует отметить, что все оборудование этого необычного учебного класса было сделано с большим художественным вкусом, целиком собрано из материалов, приобретенных за счет средств, сэкономленных от досрочного выполнения хозрасчетных научно-исследовательских работ, проводимых кафедрой для предприятий края25.
Лаборатории, в которых велись научные исследования по физике кипения, начинали концентрировать наиболее заинтересованных, активных и способных студентов, работающих под индивидуальным руководством ученых. Создавались и другие формы интеграции, которые позволяли приобщать студентов к исследовательской и практической работе. В 60-е гг. был создан радиотехнический кружок (Дорофеев Б. М., Кульгина Л. М., Кульгин А. А.), преобразованный затем в студенческое конструкторское бюро. Созданные здесь приборы, предназначенные для физических демонстраций в школе, получили высокую оценку на Всесоюзных радиовыставках (1961, 1963, 1965 и 1974 гг.), демонстрировались в павильоне «Народное образование» ВДНХ СССР. В 1963 году специальным приказом министерства просвещения РСФСР опыт работы Б. М. Дорофеева рекомендован для практического внедрения в педагогические вузы республики. В это время продолжает свою работу созданный в 1964 году специальный физический практикум для студентов (по гидроакустике кипения).
В мае 1977 года работа первокурсника Петра Шевцова, студента Ставропольского педагогического института, на Всесоюзной выставке в Москве заняла третье место и была отмечена дипломом. Стереофонический усилитель низкой частоты занял третье место, а экзаменационная машина с цифровой индикацией, изготовленная Петром Шевцовым в соавторстве с Геннадием Фуртаковым и Евгением Гороховым, выполненная с минимальным количеством затрат, получила поощрительный приз.
За 15 лет работы студенческого конструкторского бюро, работы его воспитанников не раз отмечались на городских, краевых, всесоюзных выставках, завоевывали призы Министерства просвещения СССР. Радиоконструированием в 1977 году занимались более 50 человек под руководством Анатолия Александровича Кульгина.
Руками студентов были изготовлены электронные аттракционы, светомузыкальная установка, реле времени с цифровой индикацией и автоматической выдержкой, которые с успехом можно было применять в школьной фотолаборатории .
Помимо лабораторий для исследования кипения жидкостей при кафедре теоретической физики Ставропольского педагогического института создавались и другие научные лаборатории, которым суждено было стать зародышем будущих научных направлений. В 1979 году была организована астрономическая обсерватория, возглавляемая Дмитрием Ивановичем Степановым: под крышей-полусферой установили аппаратуру и сделали макет лунной поверхности. Днем проводились обычные академические занятия для студентов , а вечером здесь собирались члены астрономического кружка и начиналась исследовательская работа. Результатов работы, которая здесь проводилась, ожидали в центре управления космических полетов и в Комитете по охране окружающей среды.
Участники кружка занимались исследованием оптических свойств атмосферы, определяя степень загрязненности атмосферы. « .Тонкий лазерный луч проходит расстояние в 500 метров, отражается зеркалом, расположенным на стене противоположного дома, возвращается назад, а точные приборы фиксируют все параметры его изменений. И специалист может определить не только уровень загрязненности атмосферы, но и указать, что именно и в каких пропорциях находится сейчас в воздухе».
Еще два астрономических направления были связаны с изучением небесных тел (в основном, метеоров). Здесь занимались наблюдением и определяли приток метеорного вещества на землю. Для прогнозирования метеорной опасности, возникающей при полетах космических кораблей, разрабатывалась тема «Определение неатмосферного излучения небесных явлений».
Новости образования:
Роль воспитания в системе формирования личности школьника
Современное состояние Российского образования требует досконального рассмотрения вопросов о сущности, цели, задачах, содержании и формах образовательно-воспитательной деятельности общества. Социум изначально ставил и ставит задачу предоставления молодому члену общества на самом раннем этапе развити ...
Основные принципы обучения математике
Принцип (от лат. слова principium - основа, первоначало) - руководящая идея, основное правило деятельности, поведения в определенной ситуации. Принципы обучения являются центральным понятием, основанием системы обучения. Они представляют из себя систему основных дидактических требований, выполнение ...
Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий
В логопедической практике принято оценивать эффективность преодоления заикания по следующей шкале: речь свободная, без заикания, со значительным улучшением, с незначительным улучшением и без улучшения. Речь заикающегося здесь оценивается по сравнению с ее исходным состоянием перед началом курса лог ...