С социально-психологической точки зрения успех - оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Каждый член сообщества, каким бы большим или малым оно не было, всегда окружен системой, так называемых, экспектаций (ожиданий) от его поступков, действий, линии поведения. Разумеется, и сама личность несет в себе целое созвездие различных ожиданий по отношению к родным, близким членам той формальной или неформальной группы, в которую она входит. Человек ждет определенных поступков, которые удовлетворяют его надежды (опасения) и этого же ждут от него. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется [8, 30]. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин - это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности [8, 31].
С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога, семьи [8, 31].
Специального внимания заслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты) в группе, так как они ведут к задержкам в развитии личности, а в некоторых особо неблагоприятных условиях - и к ее деградации. В случае долгого пребывания в такой группе отрицательные отношения порождают тревожность и фрустрацию. Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мотив избегания неудачи. Учащийся, имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен на большее.
Если ребенок растет в семье, где хронические неудачи составляют неотъемлемую часть семейного быта, а так же их социальное окружение в целом, то низкий уровень образовательных достижений приводит к потере мотивации. Не имея мотивации или ведя бессмысленную борьбу против учителей, ребенок терпит неудачу за неудачей в учебе, обрекая себя таким образом на неудачи в жизни и бесперспективное будущее. Для того, чтобы наладить контакт с ребенком, мы должны понять, что, несмотря на его прошлые неудачи, он может добиться успеха в настоящем, если взаимоотношения социальный педагог - ребенок будут строиться на основе сегодняшних конкретных задач. Одна неудача порождает другую; разомкнуть этот порочный круг может лишь ориентация на настоящее и осознание того, что ребенок, терпевший неудачи всю свою жизнь, может добиться успеха в том случае, если обретет друга в лице заслуживающего доверия, надежного человека. А.С. Белкин заостряет внимание на теме личных усилий, личной ответственности ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда, и каждый ребенок должен нести за него ответственность во имя достижения жизненного успеха и преодоление трудностей.
В доброжелательной атмосфере у ребенка развиваются позитивные навыки общения. Однако часто случается так, что его сковывает страх перед плохой оценкой, критикой, боязнь скомпрометировать себя, быть не принятым в качестве "своего".
Ребенок, испытывающий неблагополучие в семье, предпочитает ситуации, в которых он может выбрать позицию пассивного подчинения, ставит перед собой очень легкие, либо очень трудные цели, при решении проблемы склонен надеяться на помощь или искать возможность отказаться от деятельности, обосновывая свой отказ нереальными обстоятельствами; в случае неудачи быстро меняет тактику деятельности, выбирая тривиальные малоэффективные ходы; в ситуации успеха старается поставить более легкую цель; не стремится получить объективную оценку своей деятельности; на критику реагирует неадекватно, имеет либо завышенную, либо заниженную, неустойчивую самооценку, успех воспринимает как стечение обстоятельств, неудачу как подтверждение закономерности, свое будущее планирует либо очень узко, либо нереалистично глобально.
Новости образования:
Формирование культуры здоровья в процессе обучения биологии – основная
задача валеологизации
В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников. Очень часто многие специалис ...
Выбор и обоснование методик развития мнемических
способностей у учащихся
В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основ ...
Способы формирования знаний у
обучающихся о здоровом образе жизни
Режим дня необходимо соблюдать всем людям. Соблюдение режима дня помогает правильно распределить время. Детский педиатр Д.Т. Сургунов подчеркивал: «Режим – это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца, го ...