Выявление психолого-педагогического потенциала ситуации успеха предполагает анализ категории "успех". В психологии успех определяется как фактор, вызывающий особое эмоциональное состояние, связанное с переживанием радости, обусловленной достижением желаемого результата [55, 18].
В педагогике категории "успех" и "ситуация успеха" детерминируются следующим образом:
успех - планируемые педагогом и воспитанниками перспективные результаты и цели деятельности (профессиональный, гражданский и нравственный долг педагога и цель его труда - вести ребенка к успеху) [9, 26];
успех-стимул, рассматриваемый с позиции педагогики как средство достижения желаемых целей (успех окрыляет и побуждает к достижению более высоких результатов и целей) [34, 32];
ситуация успеха - совокупность условий, обеспечивающих достижение желаемых результатов и целей [8, 29];
ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики [8, 31].
Метод создания "ситуации успеха" является методом стимулирования, мотивации и поведения ребенка, так как именно положительные эмоции
могут стать для ребенка важнейшим стимулом.
Необходимо понимать психолого-педагогические механизмы, которые лежат в основе ситуации успеха [8, 30]. Следует разделить понятия "успех" и "ситуация успеха". Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель и социальный педагог: переживание же радости, успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах. Появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребенка к окружающему миру.
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его "светлое будущее". Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.
А.С. Белкин разрабатывающий методы педагогического общения с детьми, убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Проведя многочисленные исследования, А.С. Белкин пришел к выводу, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни [8, 35].
Многие наши современники высказывают мысль о том, что ребенок тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в познании, когда им движет здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Задача в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, значительным, связанным со всей жизнью и деятельностью ребенка. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.
Выделяют три вида успеха, различающиеся по ожиданиям личности [8, 32].
Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает. На пустом месте успех родиться не может. Ситуация предвосхищаемого успеха, актуализирует поисковую деятельность ребенка, направлена на осознание потребности в достижениях, появление интереса и побуждения к деятельности.
Констатируемый успех. Фиксирует достижения, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он сделал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день. Ситуация констатируемого успеха направлена на подкрепление и закрепление усилий самой личности, стимулируемых действиями авторитетных для ребенка лиц и коллектива.
Новости образования:
Необходимость модернизации российской системы образования как причина
вступления России в Болонский процесс
Участие России в Болонском процессе можно рассматривать сквозь призму глобализации, которая предъявляет новые требования к образовательной системе. В связи с переходом к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации все более явным становится несоответствие сложившейся в России системы по ...
Игра- как средство формирования личности дошкольника
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опы ...
Цель, задачи и содержание внеурочной работы по учебным предметам
В школьной практике учитель имеет возможность по своему усмотрению в зависимости от конкретных условий организации внеурочной работы определить ее цель и задачи. Стратегической же целью организации внеурочной работы школьников по учебному предмету является создание условий для развития и саморазвит ...