Существующие типологии позволяют классифицировать среды на:
· «догматические», «идейные», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры»;
· организованные по принципу единообразия (административно-целевые отношения), по принципу разнообразия (конкурентные отношения), по принципу вариативности (отношения кооперирующего характера, собственные траектории развития субъектов);
· конкурентные / кооперативные (по стилю взаимодействия внутри среды), традиционные / инновационные (по характеру передачи социального опыта), творческие / регламентированные (по степени творческой активности субъектов);
· естественные / искусственные (последние создаются для направленной адаптации к социальным и профессиональным средам), предметные / информационно-динамические (меняющие свойства в процессе обучения), высокоточные имитационные / абстрактные (по степени подобия профессиональным средам);
· дидактические / воспитательные / интеллектуально развивающие (по педагогическим функциям), школы / вуза / университетского округа, кафедры / факультета (организационные структуры), группы / курса / проектной группы (сообщество участников) и т.д.
Изучение литературных источников позволило нам установить, что образовательная среда как психолого-педагогическое понятие обретает смысл в качестве:
· возможности ассимилировать человека и влиять на его развитие;
· возможности субъекта структурировать окружающее пространство таким образом, что оно становится образовательным;
· реакции на появление личности, имеющей интенцию образования;
· динамического образования, являющегося системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого обучаемого;
· факта и фактора обучения и развития, условия и средства для обучения и развития, предмета проектирования и моделирования, объекта психолого-педагогической экспертизы;
· субъектного фокуса образовательного пространства;
· предметной проекции образовательной сферы, обеспеченной механизмами образовательной политики и управления.
Понятие образовательной среды, в нашей интерпретации, можно классифицировать на:
· бесструктурные: стохастическое пространство, множество параметров, не связанных в единое целое, крайне низкая степень координации деятельности субъектов (например, описанная Ж.-Ж.Руссо деревенская безмятежная среда);
· с типичным (традиционным) уровнем взаимосвязи внутришкольной структуры: имеет место связность между структурными подразделениями, например, школьными методическими объединениями специалистов, но не жёсткое сцепление, а лишь определённая структуризация, упорядоченность; существует альтернативность путей развития (состояние среды близко к оптимальному);
· высокоорганизованные образовательные среды: составляющие элементы находятся в стесненных условиях, они прочно связаны и взаимозависимы (среда в условиях административно-командного управления или с высокоорганизованной корпоративной культурой).
Внутренний потенциал субъектов образовательной среды, определённая ограниченность в возможностях личностно-профессионального развития, наличие нереализованных потребностей в какой-то момент способствуют активизации внутренней энергии педагогических кадров. Активизация происходит в период организационных изменений (назначение нового директора, смена лидера, принятие новой стратегии развития образовательного учреждения и т.п.): она и является источником дальнейшего развития субъектов и способствует переходу образовательной среды на качественно новый уровень.
Для определенного уровня сформированности образовательной среды характерно наличие личностных компонентов: стимулирующе-мотивационного, операционально-деятельностного, проектировочного.
Для продуктивного уровня формирования образовательной среды характерно наличие аксиологического, рефлексивного, креативного компонентов у ее субъектов.
Высший уровень сформированности образовательной среды - акмеологический - предполагает наличие всех компонентов и их объединение единым интегративным компонентом. Этот уровень подразумевает достижение оптимизации процесса личностно-профессионального развития сотрудников образовательного учреждения.
Структурные компоненты образовательной среды – социальный, ресурсный и технологический выражают её сущностные, содержательные характеристики.
Новости образования:
Основные стороны спортивной тренировки
Классификация техники игры – это распределение всех её приёмов по разделам и группам на основе определённых признаков. К числу таких признаков, прежде всего, относятся назначения приёма в спортивной борьбе (для атаки или обороны корзины), содержание действия (с мячом или без меча), а так же особенн ...
Формирование активного и пассивного словаря в онтогенезе
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности[32]. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, ...
Выявление начального уровня развития творческих способностей
у детей среднего дошкольного возраста
Данная глава посвящена описанию хода и анализу результатов опытно-поисковой работы. Основная цель нашего исследования – апробация диагностики на нескольких детях среднего дошкольного возраста для выявления у них уровня сформированности творческих способностей, чтобы, в дальнейшем, данная батарея те ...