Выявление начального уровня развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста

Педагогические практики » Методологические основы развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста » Выявление начального уровня развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста

Страница 1

Данная глава посвящена описанию хода и анализу результатов опытно-поисковой работы. Основная цель нашего исследования – апробация диагностики на нескольких детях среднего дошкольного возраста для выявления у них уровня сформированности творческих способностей, чтобы, в дальнейшем, данная батарея тестов была применена в большей группе детей того же возраста.

Основные задачи опытно-поисковой работы:

1. Изучить уровень сформированности творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

2. Разработать комплекс упражнений для развития творческого воображения и мышления детей среднего возраста.

3. Предложить педагогические рекомендации по проблеме развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

Опытно-поисковая работа проводилась на базе МДОУ №570 города Екатеринбурга в 2011 году. Детский сад работает по программе «Развитие» Л.А. Венгера. Программа направлена на личностно-ориентированный подход, который предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми, являясь основой творческого развития ребёнка[22]. В опытно-поисковой работе были задействованы несколько детей средней группы.

Уровень развития творческих способностей детей экспериментальной группы изучался в начале учебно-технологической практики (март 2011). Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Результаты подвергались качественному и количественному анализу. После выявления результатов, был предложен комплекс игр и упражнений, направленных на развитие творческого мышления и воображения.

Для изучения творческого воображения и мышления детей были использованы диагностические задания, взятые из методик:

«Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко[25];

Тест Гилфорда (модифицированный)[26, 7]

Для исследования творческого воображения нами была взята методика О.М. Дьяченко - «Дорисовывания фигур».

Материал: карандаш, бумага для рисования, один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Во время одного обследования предлагается один комплект, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Инструкция ребенку - «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они, потому что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Затем ребенку последовательно (по одной) предъявляются карточки с фигурками (приложение 2). После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» — и фиксируют ответ.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): число неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым ребенком обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается никому из них.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Психолого-педагогические особенности обучения геометрии в старших классах
Результатом обучения математике, прежде всего, является формирование различных видов познавательной деятельности или отдельных её элементов: понятий, представлений, различных умственных действий. Формирование познавательной деятельности непосредственно связано с процессом усвоения, так как процесс ...

Понятие, функции и роль образования в развитии гармоничной личности
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому подде ...

Менеджмент качеством школьного историко-краведческого образования в МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа»
Всем понятно, что образование высокого качества может быть достигнуто только в стабильных условиях функционирования или развития школы. Если управление организовано полноценно, грамотно, то оно должно своевременно реагировать на возникшие изменения (вносить коррективы в планы, в уже осуществляемую ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru