Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе.
Исследовательская работа проводилась в течение педагогической практики 2010-2011 учебного года в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2»г. Строитель Яковлевского района. Преподаватель иностранного языка - Мишенина Елена Владимировна. В работе были задействованы ученики 4,7 классов, которые начали изучать английский язык с 1-го класса. Целью анализа явилось выявление степени использования рефлексии на уроках иностранного языка, наличия материала для проведения рефлексии. Вначале были поставлены следующие задачи:
Выявить степень применения рефлексии на уроках иностранного языка.
Определить уровень готовности к работе с данной технологией.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
-анкетирование;
-наблюдение
- -анализ документации.
На основе анализа результатов анкетирования учителей можно увидеть, что о рефлексии знают 98% , используют всего лишь 45% , учитывают результаты рефлексии в дальнейшей деятельности 45% (Приложение 3).
Использование метода педагогического наблюдения позволяет сделать выводы, что уроки Елены Владимировны проходят живо и без напряжения.
Урок был организован на высоком уровне. Ученики и учитель были подготовлены к началу урока, были соблюдены правила поведения в кабинете английского языка и техника безопасности. Учитель продемонстрировал владение педагогическим мастерством и методикой преподавания. Во время урока, речь учителя была понятной и доступной ученикам. Главная информация подчеркивалась. Учащиеся с интересом участвовали в рефлексии. Она была представлена цветными картинками с изображением солнца, к которому надо было подрисовать лучи. В конечном итоге цели, поставленные учителем, были достигнуты. По результатам рефлексии было понятно, что урок детям понравился и имел положительные результаты (Приложение 4).
Анализ уроков учителя показал, что применение рефлексии на занятиях английского языка позволяет оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесс.
Уместно было использование наглядного материала для применения рефлексии. Также Елена Владимировна использовала мультимедиа на своих уроках, что вызывает интерес учащихся к иноязычной речи и культуре. Темп уроков умеренный, плотность высокая. Пронаблюдав за школьниками, можно сделать вывод о том, что ребята активно ведут себя на уроке, совместно составляют диалоги, участвуют в командных соревнованиях, викторинах, играх.
На основе анализа опыта использования рефлексии можно с уверенностью утверждать, что в последние годы в педагогической практике рефлексии уделяется недостаточно внимания. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку своей деятельности и ее результатов. Вместе с тем, потенциал этой группы технологий задействован далеко не полностью. Как показывает практика, в основном педагоги используют различные приемы рефлексии, позволяющие понять эмоциональное состояние учеников, отследить его динамику в ходе урока или учебного курса. При этом зачастую недооценивается огромнейшая ценность рефлексивного материала, касающегося, например, того, как воспринимается, сам педагог, субъективной ценности учебного материала, пройденного на уроке, или того, как сам учащийся оценивает свое продвижение в освоении предмета или личностное развитие.
Новости образования:
Сущность профессионального самоопределения
До 90-х гг. в отечественной педагогической теории профессиональное самоопределение рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации. Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопредел ...
Теоретические основы формирующего эксперимента
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и результаты констатирующего эксперимента привели нас к убеждению, что наряду с формированием понимания речи, необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие повысить эффективность преодоления системного недоразвития р ...
Особенности внеклассной работы по иностранному языку с «трудными» детьми
Печальной реалией нашей жизни стали так называемые «трудные» дети. Профессор С.А. Завражин даёт следующее определение категории «трудные дети/подростки»: это дети, подростки с затруднениями или нарушениями процесса социализации. К числу таких детей относят: неуспевающих; недисциплинированных; имеющ ...