Проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в образовании (обучение + воспитание), путем постановки сложной исследовательской задачи, которая решается в сотрудничестве учащихся и учителей, а также формировать устойчивый интерес к обучению ввиду значимости результатов исследования. Проектная деятельность может быть самой разнообразной, главное, чтобы у каждого ученика была возможность самореализации.
Как можно использовать НИТ в организации дополнительного образования? Рассмотрим это на примере традиционного для многих общеобразовательных учреждений туризма.
Средства НИТ позволяют упростить информирование учащихся о туристических мероприятиях, предоставить учащимся и их родителям исчерпывающую информацию о предстоящих путешествиях, ознакомить с планами экспедиций и т.д.
Для участников туристического кружка НИТ – незаменимый помощник при подготовке к соревнованиям, к Дням Туризма, к презентациям своего объединения, к организации свободного времени во время проведения соревнований и т.д.
Выполняя рабочие снимки учебных тренировок цифровым фотоаппаратом, перенося их на компьютер, просматривая, анализируя, выбирая информацию в Интернете, работая с CD-дисками по выполнению учебно-тренировочных тестов на ориентирование, учащиеся знакомятся с позитивными возможностями информационных технологий в процессе поисковой деятельности, приобщения к современным средствам коммуникации. Как один из результатов – повышение познавательной творческой деятельности учащихся, ставшей одним из мотивов проведения проектной деятельности. Так, при проведении общешкольного «Дня Туризма» учащиеся школы имеют возможность посмотреть видеоролик, подготовленный участниками туристической секции, при оформлении которого использованы и фотографии, сделанные цифровым фотоаппаратом, и видеозаписи, и слайды, и музыка.
Дополнительное образование - эта необязательная и выбранная ребенком деятельность. Однако именно она во многом стимулирует развитие личностных качеств и, безусловно, выходит за все рамки стандартного обучения и воспитания, создает условия для дальнейшего предпрофессионального и профессионального обучения.
Опираясь на накопленный опыт в школах по использованию НИТ, мы полагаем, что, используя НИТ, можно эффективно воздействовать на систему коммуникации, сложившуюся в системе образования (учитель-ученик, учитель-родитель, ученик-ученик), с тем, чтобы усовершенствовать образовательный процесс, решать уже не только дидактические, но и социокультурные задачи.
Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень организацию воспитывающей деятельности в школе.
В содержательном плане направления, формы и методы такого образования направлены на решение проблем создания особой дидактики и методологии воспитания, когда с использованием современных НИТ, средств мультимедиа появляется необходимость построить для каждого учащегося свою индивидуальную образовательную траекторию в кибернетическом режиме, т.е. в режиме оптимального удобства, эффективности, корректности и успеха.
По работе можно сделать выводы о следующих направлениях использования НИТ во внеклассной и внеурочной работе:
1.Создание и работа школьных творческих объединений. На примере внепрограммного обучения информатике желающих из числа учащихся 5-6 классов показано, что использование НИТ для организации школьных творческих объединений позволяет решать следующие психолого-педагогические задачи: привитие навыков мыслить самостоятельно; овладение навыками работы с информацией; первоначальное знакомство с компьютером; овладение приемов и способов, развивающих критическое мышление через чтение; поддерживать мотивацию ученика, способствуя дальнейшей учебной деятельности; освоение приемов работы с литературными произведениями. Особое место занимает организация текущего контроля знаний обучаемых. Составлена познавательная модель изучаемого курса. Лучше всего пользоваться блочным методом контроля. Такой метод включает проведение текущего контроля по каждому отдельному занятию и виден итоговый контроль по каждому блоку. Контроль носит индивидуальный характер.
2.Создание школьных сайтов в целях их использования как средств дополнительного образования. Учащиеся, пользуясь школьным сайтом, учатся ориентироваться в сети Интернет, находить необходимую информацию. Те же, кто непосредственно работают над школьным сайтом, приобретают навык работы с компьютером, учатся выражать свои мысли, отбирать и анализировать собранную информацию, редактировать ее.
Новости образования:
Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
Отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках. Обще ...
Общая характеристика Болгарии
Респу́блика Болга́рия (болг. Република България), Болга́рия — государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. Занимает 22% его площади. С востока омывается Чёрным морем. Граничит с Грецией и Турцией на юге, с Сербией и Македонией на западе и с Румынией ...
Методики логопедических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста
В настоящее время существует ряд логопедических методик по устранению заикания. Их можно рассматривать в зависимости от возраста заикающихся: работа с дошкольниками, школьниками, подростками и взрослыми. В специализированных стационарах заикающиеся дети находятся 3—4 месяца. Примерно месяц составля ...