Существует достаточно большое количество научно-педагогических исследований, доказывающих, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда даже большую, чем традиционные формы обучения эффективность в образовательном процессе.
В концепции воспитательной школы определена модель выпускника: «Выпускник – интеллектуально развитая личность, компетентная в социальной, коммуникационной и информационной сфере деятельности, способная к осознанному самоопределению». В соответствии со стратегией модернизации образования, можно поставить перед собой несколько задач:
1. Формирование мотивации к здоровьесберегающему образу жизни
2. Формирование лидерской и гуманитарной позиции учащихся через организацию системы школьного соуправления.
3. Формирование ключевых, базовых компетенций, в том числе информационной (т.е. работа со всеми видами информации; расширение способов работы с информацией и повышение функциональной грамотности, под которой понимается создание, поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации, моделирование, проектирование и планирование объектов и процессов, ответственная реализация планов, совместная деятельность, рефлексия и самообучение).
Опыт работы свидетельствует, что существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые с определенной степенью целесообразности и эффективности поддаются информатизации. Так, например, возможно комплексное использование средств НИТ:
· в обеспечении подготовки и проведения различных общешкольных праздников, (у нас – это такие как «День школы», «День туризма», «День здоровья», «День Семьи» и др.);
· в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов, родительских собраний, вечеров отдыха, интеллектуальных игр и др.
· в повышении уровня работы с родителями, непосредственно связанной с содержанием учебной деятельности и организации досуга в классе;
· в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования;
· в организации работы с органами ученического самоуправления.
Остановимся на особенностях использования НИТ в двух сферах воспитывающей деятельности – в организации ученического соуправления и дополнительного образования.
В течение зимних и весенних каникул участники школьного соуправления, а также все желающие могут заниматься разработкой и изготовлением различных проектов, особая ценность которых (помимо ценности вообще, поскольку продуктивная, креативная деятельность ценна сама по себе, тем более в каникулы, когда столько свободного времени, множество развлечений и соблазнов) заключается в следующих «ключевых словах»:
· Междисциплинарность – проект включает несколько разных дисциплин и требует от ребенка поиска и соединения различных знаний;
· Оригинальность – в основе проекта - нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи, применение новых инструментов;
· Технологичность – поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, фото- и видео-камеры, электронные коммуникации), то интересно воспользоваться ИТ для оформления и реализации проектов;
· Завершенность – проект интересен в «готовом виде», ребята индивидуально или мини-командами должны пройти все стадии разработки проекта и готовый продукт представить на обсуждение аудитории.
Среди множества проектов в качестве примера можно продемонстрировать два, наиболее полно соответствующих перечисленным критериям.
Первый пример - проект «Я делаю город красивым».
Этапы работы:
1. Обсуждение социальных проблем, характерных для нашего города.
2. Опрос общественного мнения, обработка с использованием информационных технологий
3. фотографирование портретов ребят с применением цифрового фотоаппарата, освоение его возможностей и принципов цифрового фото. Перенос фотографий на компьютер.
4. Обработка изображений средствами графических редакторов. Освоение функциональных возможностей программы Adobe Photo Shop.
5. Разработка и подготовка средствами Power Point презентаций для выступления и защиты.
6. Подготовка текстов презентаций.
Второй проект – как один из примеров освоения учащимися основ социального проектирования и НИТ. Проект проведения расширенного заседания ученического актива (с 5 по 11класс). Заседания проходят с использованием медиатехнологий. Встречи ведут старшеклассники, которые выступают в роли кураторов, предварительно самостоятельно «прожив» все этапы работы с информацией - создание, поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации, моделирование, проектирование и планирование объектов и процессов, ответственная реализация планов, совместная деятельность, рефлексия и самообучение.
Новости образования:
Цели и задачи обучения иностранному языку
Под целями обучения понимаются планируемые результаты изучения иностранного языка школьником. Можно смело сказать, что именно цели обучения являются самой важной методической категорией. Отвечая на вопрос "Зачем учить?", они определяют весь последующий выбор. Все перекосы в обучении начин ...
Педагогическое обеспечение духовно-творческого становления личности
дошкольников
От природы в человеке заложены огромные потенциальные возможности. Можно предположить, что они указывают на возможность восхождения человека к духовным состояниям, которые лежат в основе творчества и духовности, ибо нельзя представить творческий продукт, который не был бы одухотворен, пропитан чело ...
Система работы по формированию диалогических умений учащихся младшего
школьного возраста
В теоретической части работы нами было выделено две системы работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста по Филатову В.М., Роговой Т.В. и Верещагиной И.Н. Для проведения практической работы нами была выбрана система работы по формированию диалогических умений уча ...