Письменная проверка по химии включает в себя:
Кратковременные контрольные работы.
Длительные контрольные работы.
Химический диктант.
Проверка письменных работ и тетрадей.
Тесты.
Письменная контрольная работа позволяет учителю получить за один урок общую картину знаний всех учащихся по тому или иному разделу курса. Результаты работ документально отражают знания и могут быть выражены в количественных показателях, что позволяет объективно оценить успеваемость. Наиболее существенный недостаток этого способа проверки состоит в том, что не все изученное по курсу химии в средней школе может быть проверено письменной контрольной работой ( например, трудно учесть экспериментальные навыки и умения и.т.д.) Отсутствие личного контакта не дает возможности учителю так глубоко изучать своих учеников, как при устной проверке. При проведении письменных и контрольных работ уменьшается возможность использования проверки для закрепления и углубления знаний.
Подготовка и проведение письменных контрольных работ
Подготовка письменных контрольных работ представляет не меньше трудности для учителя, чем устный опрос.
Перед составлением планов по предмету на полугодие каждый учитель уточняет тот объем знаний, умений и навыков по химии, который должен иметь учащийся, и определяет те основные вопросы, по которым будут проводиться письменные контрольные работы. Сроки проведения контрольных работ учитель указывает в календарном плане. О времени их проведения желательно предупредить учащихся, чтобы они повторили соответствующий раздел курса и привели в систему полученные знания.
Не обязательно проводить контрольную работу сразу после прохождения темы или раздела курса. Иногда, если желательно проверить прочность знаний учащихся, можно предложить написать контрольную работу по истечении некоторого времени после прохождения того или иного раздела программы.
Содержание, объем и степень трудности контрольной работы должны быть такими, чтобы средний учащийся, добросовестно работающий в классе и выполняющий все домашние задания, смог бы в отведенное время выполнить эту работу.
Лучше проводить одночасовые контрольные работы. Если по расписанию в этот день работают параллельные классы, то все работы желательно сосредоточить в один день.
Поскольку основной целью является выявление не только понимания и знания изученного материала, но и умение мыслить, в практике текущей письменной проверки, кроме вопросов и задач, предлагаемых учащимися на длительных и кратковременных контрольных работах, используются тесты, т.е. проверочные задания, в содержании которых имеются ответы. В методической литературе приводятся следующие виды тестов:
группировка;
тест на дополнение
избирательный.
Первый вид тестов применяют для проверки знаний классификаций понятий. Например: из написанных ниже формул веществ выписать отдельно формулы оксидов, гидроксидов, кислот и солей:
Второй вид тестов- на дополнение. Например: горение свечи относится к … явлениям, испарение спирта относится к ……. Явлениям, таяние снега относится к …… явлениям.
Третий вид тестов- избирательный. Например: какие из указанных веществ: серная кислота, гидроксид кальция, гидроксид натрия, оксид фосфора (V), хлорид кальция- можно использовать для осушения оксида углерода (IV). Избирательные тесты бывают не только с выбором одного ответа, но и с выбором нескольких ответов.
Например: какие из перечисленных операций необходимо использовать для разделения смеси речного песка, железных стружек и воды?
а) отстаивание
б) выпаривание
в) перегонка
г) действие магнита
д) фильтрование
е) растворение в воде.
Использование тестов имеет ряд преимуществ. Тесты дают возможность получить быструю информацию об усвоении химии учащимися, экономят время школьников при ответах, облегчают учителю проверку и анализ работ учащихся, дают возможность количественно учесть результаты ответов, что способствует объективности проверки. Большинство учителей отрицательно относятся к тестам. Можно выделить дав мотива: подчеркивание готового ответа исключает умственную деятельность учащихся, связанную с конструированием ответов; подчеркивание неправильного ответа способствует закреплению ошибок, допущенных при ответе.
Можно рекомендовать учителям химии применять тесты для проверки знаний фактического материала и не использовать их для проверки умений школьников обобщать изученное.
При текущей письменной проверке, как и при текущей устной проверке, применяют графические задания. Их применение дает возможность проверить не только знания учащихся, но и умения использовать рисунки при ответах. Можно давать следующие графические задания:
Нарисовать прибор, в котором проводился опыт на уроках химии.
На рисунках приборов в задании учителя сделать необходимые надписи.
Новости образования:
Анализ результатов констатирующего эксперимента
По первому направлению на выявление уровня понимания значений слов были получены следующие результаты. С заданием № 1 на понимание целостных словосочетаний, которые ребенок мог много раз слышать, справились 90% детей в экспериментальной группе, у 10% детей возникли значительные трудности с выполнен ...
Формирование активного и пассивного словаря в онтогенезе
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности[32]. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, ...
Устная проверка
Устная проверка знаний - основной способ учета результатов обучения. При устном опросе учитель имеет возможность проверить весь изученный материал по теме. Говоря о преимуществах такого вида опроса, можно отметить большие возможности сочетания проверки знаний учащихся с углублением и закреплением р ...