Экзамены служат серьезным показателем работы и учащихся, и учителя. Правильно организованное повторение пройденного в году и перед экзаменами способствует систематической работе учащихся и более осознанным знаниям. Результаты экзаменов помогают учителю анализировать достижения и недостатки в своем преподавании. Экзамены стимулируют работу учителя, помогают ему повышать свой методический уровень. Итоги экзаменов дают материал руководству школы по качеству знаний.
Получив экзаменационные билеты, учитель должен внимательно просмотреть план повторения материала и уточнить его.
Нельзя проводить повторение непосредственно по билетам, т.е. сначала повторяют полностью материал, охватывающий содержание всех вопросов одного билета, потом другого и т.д. При таком "методе" у учащихся не создается системы знаний, их внимание рассеивается и повторение теряет свое значение для установления взаимосвязей между отдельными частями курса.
Учителю также следует внимательно ознакомиться с типами расчетных и экспериментальных задач, имеющихся в билетах, и в план повторения обязательно включить решение подобных задач.
Решение экспериментальных задач по химии учащиеся проводят на контрольной практической работе, о времени проведения которой учитель их предупреждает заранее. До проведения практической работы учитель предлагает школьникам еще раз возобновить в памяти проделанный эксперимент и фактический материал. Для этого учитель выдает учащимся на дом тетради с записями отчетов о практических работах.
Основные выводы: условия наибольшей эффективности опроса по химии.
Учитель и ученики должны быть готовы к предстоящему опросу. Учитель обязан подобрать вопросы по текущему материалу и повторению, выбрать способ опроса и наметить, кого из учеников спросить. Ученики должны знать, по каким разделам будут заданы основные вопросы, и специально дома подготовить соответствующий материал. Ученики обязаны готовится к каждому уроку.
Оценка за ответ должна быть строгой, но справедливой. Только строгий опрос заставляет серьезно готовиться к урокам. Учитывая воспитывающее воздействие оценки, важно справедливо, невзирая на прежние успехи, выставить заслуженный балл. Отметка не только официально фиксирует степень и качество усвоения материала, она является действенным стимулом, побуждающим ученика лучше учиться, повышать свою успеваемость.
Ответ ученика необходимо хотя бы кратко прокомментировать. Мало выставить оценку, важно обеспечить дальнейший рост ученика. Для этого полезно отметить недостатки ответа и наметить пути, которые помогут от них освободиться.
Если ученик слабо ответил на вопрос, он должен быть обязательно через некоторое время переспрошен на эту тему. Недопустимо выставление последующей положительной оценки по новому материалу без проверки усвоения прежних разделов, знания которых было слабым. В дополнение к журналу учитель обязан вести специальный учет слабых ответов, чтобы своевременно предупредить отставание и не допускать пробелов в знаниях учащихся.
Во время опроса класс должен активно работать. Опрос не только контролирует знания вызванного ученика, он требует активного решения поставленного вопроса усилиями всего класса. Только тогда, когда все ученики думают над ответом, дополняя и оценивая его, опрос помогает совершенствовать знания. Привлечь во время опроса к участию в работе весь класс- такова важнейшая задача учителя.
Ответ ученика должен быть связным и самостоятельным. Только связный и самостоятельный ответ дает действительное представление о знаниях ученика. Навыки монологической речи приобретаются с практикой, систематической индивидуальной работой.
Опрос должен быть частым. Частый опрос приучает учащихся всегда быть готовыми к ответу, обеспечивает систематичность в работе, способствует развитию речи, укрепляет и развивает полученные знания. Частый опрос воспитывает прилежание, привычку к труду, добросовестность и аккуратность.
Эффективность опроса значительно возрастает, когда учитель овладевает всеми возможными способами и умело применяет их сообразно материалам и целям опроса. Кроме того, многообразие форм опроса вырабатывает большую гибкость в воспроизведении материала, что способствует развитию различных способностей ученика. Как известно, всякое однообразие притупляет мыслительную деятельность и восприятие. Однообразие опроса вызывает скуку, внимание значительно ослабевает.
При опросе должны учитываться возрастные особенности и соблюдаться индивидуальный подход. Личность ученика- это центр педагогического процесса, возможности ученика, его старание и настойчивость решают весь ход обучения. Невнимание к ученику губит любые самые совершенные методы преподавания.
Учитель должен время от времени подытожить результаты опроса и делать для себя соответствующие выводы. Опрос проводится не только для учеников, он также полезен для учителя.
Новости образования:
Методика обучения диалогу младших школьников на уроках английского языка на
начальном этапе
В данном пункте нам хотелось бы проанализировать две методики по формированию диалогических умений у младших школьников на уроках английского языка. Это методика по Филатову В.М., Роговой Т.В. и Верещагиной И.Н. Сначала рассмотрим алгоритм работы по формированию диалогических умений учащихся младше ...
Педагогические рекомендации по проблеме развития творческих
способностей детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются [16], поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь ...
Результаты
информатизации российского образования
В целом широкому распространению современных информационных технологий в российских образовательных учреждениях мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, крайне недостаточное количество в Интернете русскоязычных образовательных ресурсов, неподготовленность педагогичес ...