Организационно-педагогические аспекты дифференцированного обучения

Педагогические практики » Элементы наглядной топологии в профильной школе » Организационно-педагогические аспекты дифференцированного обучения

Страница 2

Так, в работах известного просветителя И.Ф. Богдановича (1758-18) [2] содержится руководство по образованию и воспитанию детей от 6 до 10 лет; от 10 до 13 и от 13 до 16 лет. У него много замечательных практических советов родителям и учителям, в частности по выявлению и развитию склонностей ребенка.

Необходимо отметить и специально подчеркнуть, что именно в XIX веке были заложены основы педагогической психологии и провозглашены тезисы о воспитывающем и развивающем обучении. Мы находим подтверждение этому в работах многих крупных педагогов и просветителей того времени. Например, Е.О. Гугель [19] (1804-1842) – известный педагог, автор многих учебных книг, один из издателей «Педагогического журнала», отметил у себя метод взаимного обучения, обучения всех одному и тому же материалу. Он делил класс на параллельные отделения в зависимости от успехов ученика в изучении предмета, в частности математики. По существу, он использовал уровневую дифференциацию.

В середине XIX века началась новая реформа среднего образования. Политическим фоном была обострившаяся борьба против крепостного права. После его отмены традиционная система подготовки учащихся к определенной профессии, т.е. прикладное реальное среднее образование, было подвергнуто резкой критике, что нашло отражение в новом Уставе 1864 года.

Необходимо особо отметить, что в этом уставе учителям гимназии предоставлялась достаточно широкая свобода в преподавании. Если прежде не разрешалось отступать от программы, от принятого учебника, то теперь педагогический совет каждой гимназии был вправе сам решать, по какой программе и какому учебнику следует обучать учащихся. Стоит отметить, что в современных школах складывается похожая ситуация.

Именно в конце XIX века из отдельных элементов стала складываться система дифференцированного обучения, его теоретическое обоснование. Большой вклад в это внесли, в частности работы видного педагога – просветителя В.Я. Стоюнина (1826-1888). Например, в его произведении «Мысли о наших гимназиях» говорится о том, что старших школьников нужно учить немногим предметам, но как следует, «обременяя и развлекая юношей множеством разнообразных предметов, можем ли мы требовать от них какого-либо направления, когда им не приходилось преследовать никакой мысли, не приходилось ни над чем долго и серьезно задумываться за неимением времени» [1].

Среди значительных работ, посвященных исследуемой проблеме, необходимо отметить труды крупного педагога и психолога П.Ф. Каптерева (1849-1922). В работе «О разнообразии и единстве общеобразовательных курсов» поражают звучащие абсолютно современно мысли о необходимости дифференциации обучения в старших классах. Основой дифференциации называются различные индивидуальные особенности учащихся. Причем Каптерев рассматривал психологический аспект индивидуальных особенностей учащихся. Его перу принадлежит монография «Педагогическая психология», изданная в 1876 году и предназначенная для учителей и воспитателей. По глубине идей, которые в ней заложены, его по праву можно считать основателем этого направления в отечественной психологии. Говоря о содержании учебного материала, предлагаемого учащимся, автор говорит об общей, обязательной части каждого курса, в частности математики. Причем он подчеркивает, что «до старшего школьного возраста, когда умственные склонности учащихся еще не определились, нельзя вводить такие предметы или такие отделы предметов, которые для своего усвоения требуют особенных способностей, особых умственных расположений; сначала нужно давать то, что равно необходимо всем желающим считаться образованными людьми. Пусть сначала определенно выяснятся особые умственные расположения на общепригодных упражнениях» [1]. Далее подчеркивается важность и одновременно трудность составления обязательной части общеобразовательного курса, в котором определяются и раскрываются индивидуальные способности учеников. Постепенно обязательные курсы по каждому предмету сокращаются и уступают место факультативным. Специально подчеркнем, что это термин самого автора. Причем факультативными являются общеобразовательные предметы, а не другие, которые не изучались в школе. Автор поясняет свою мысль на примере математики, которая, « .по крайней мере, в небольшое объеме должна войти в число общеобразовательных предметов; но она же в большем объеме, в высших отделах и с более серьезной постановкой может быть и факультативным предметом» [1].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Роль музеев в воспитательной деятельности общества
Музей – это многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из п ...

Сравнительный анализ результатов исследования
Этот параграф посвящен сравнению анализов констатирующего эксперимента с контрольным. Для проведения контрольного эксперимента была взята методика Иофнины И. О. , что и при констатирующем эксперименте. После экспериментирования родителей было выявлено э ффективность применяемых методов работы с упр ...

Пословица как средство народной педагогики
Толковый словарь В. Даля дает такое определение пословицы: "Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи. Пословица не на ветер молвится" [3. с.335]. В ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru