Философская, психолого-педагогическая литература убеждает в том, что успехи общественного развития в значительной мере будут зависеть от того, насколько рационально удается использовать в любом деле способности каждого человека. Следует иметь в виду, что способности не сводятся к приобретенным человеком в процессе обучения навыкам, умениям и знаниям, они лишь характеризуют легкость и быстроту их приобретения. Психологи утверждают, а повседневная практика подтверждает, что все здоровые в психическом отношении люди способны к тому или иному виду деятельности, что ни к чему не способных людей нет. Способности, как и все индивидуально-психические особенности личности, не даны человеку при рождении в готовом виде, а формируются из задатков в процессе жизнедеятельности и обучения. Общество заинтересовано в выявлении этих задатков и в их развитии в наибольшей мере. Только в этом случае можно правильно решить проблему рационального использования потенциальных возможностей каждого члена общества и тем самым увеличить его интеллектуальный потенциал.
Для выявления и развития способностей человека необходимо создать благоприятные условия. Важнейшим из этих условий является разностороннее общее образование. Однако одинаковое для всех учащихся общее образование, являясь необходимым условием для выявления задатков и способностей учащихся, не гарантирует достаточно интенсивного их развития. Необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие задатков и формирование способностей учащихся в оптимальном режиме.
Перед общеобразовательной школой сохраняется задача подготовки молодежи к продолжению образования в высшей школе. Общество заинтересовано в необходимости обучения в высших учебных заведениях тех выпускников средней школы, у которых к моменту ее окончания проявился устойчивый интерес к определенной области науки, техники или искусства, будут в достаточной мере развиты природные задатки, проявилась способность к творческой работе в избранной области и будет заложен прочный фундамент общего образования. При этом важно, чтобы работа по развитию задатков и способностей учащихся проводилась, на определенном образом, подобранном учебном материале. Объём, характер и структура этого материала будут зависеть от интересов учащихся, степени их развития и возраста. Чем старше учащиеся, тем четче и яснее проступают у большинства учащихся локальные интересы.
Таким образом, заинтересованность общества в создании оптимальных условий для выявления задатков и максимального развития способностей всех детей приводит к необходимости дифференциации обучения. Необходимость дифференциации обучения вытекает и из задачи общества удовлетворить потребности и интересы человека. Подготовка учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях требует профильной дифференциации, особенно на последнем этапе обучения в средней школе.
Как показывают наблюдения за практикой и анализ опыта школ, профильная дифференциация помогает решить ряд противоречий, в т.ч. осуществление профориентации с элементами допрофессиональной подготовки. Профессиональные знания и навыки понадобятся учащимся не только для подготовки к будущей деятельности по окончании школы, но и для их участия в производительном труде в средних, а особенно в профильных классах. Но эти профессиональные знания и навыки должны при этом даваться не взамен общеобразовательных и политехнических, а в дополнение к ним.
При этом важно, чтобы профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка строились на базе углубленного изучения тех учебных предметов, к которым у учащихся проявился и в достаточной мере развит интерес.
Итак, организация профильной дифференциации в средней общеобразовательной школе на данном этапе развития нашего общества обусловлена:
стремлением общества к наиболее рациональному использованию потенциальных возможностей каждого своего члена, что связано с выявлением и максимальным развитием задатков и способностей учащихся;
заботой общества о всестороннем развитии личности и максимальном удовлетворении интересов личности;
требованием общественного производства к дальнейшему повышению уровня специальной подготовки рабочих и инженеров;
Новости образования:
Геометрия Римана
В своей лекции «О гипотезах, лежащих в основании геометрии», прочитанной в 1854 году, немецкий математик Риман замечает, что в основе всех предшествовавших исследований лежит допущение того, что прямые имеют бесконечную длину, которое является, конечно, крайне естественным. Но что получится, если о ...
Выгоды России от участия в Болонском процессе
Важно отметить, что среди причин присоединения России к Болонскому процессу немаловажную роль сыграли те преимущества, которые получит российская система высшего образования. Возможные позитивные последствия от вступления России в Болонский процесс целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: ...
Развитие профильного обучения при преподавании химии
Систему профессиональной ориентации следует рассматривать, применяя к ней системно-структурный подход и характеризуя каждый из ее элементов. Решение проблем, связанных с профессиональной ориентацией, является важной задачей всего коллектива учителей каждой школы. Системный подход к этой важнейшей г ...