Учитывая, что демонстрационный эксперимент по химии является эффективным средством формирования интереса к предмету у школьников, в рамках учебной дисциплины «Химия» в курсе основного общего образования (8 – 9-е классы), исследуемой группе учеников был проведён ряд химических демонстраций.
Как в 8-х так и в 9-х классах были проведены занимательные опыты.
«Кровь без раны»: Готовят растворы хлорида железа (III) и роданида аммония. Ваткой, смоченной раствором хлорида железа (III) протирают ладонь, а тупой нож смачивают раствором роданида аммония. Проводят ножом по ладони. Появляются капли "крови".
«Волшебная палочка»: Готовят смесь: 0,5 г перманганата калия и 3 – 4 капли серной кислоты (конц.). Отпускают в эту смесь стеклянную палочку, которой затем касаются фитиля спиртовки. Спиртовка загорается.
Демонстрации в 8-х классах
Опыт 1: «Взаимодействие мрамора с соляной кислотой».
Реактивы: Мрамор, соляная кислота, известковая вода.
Оборудование: Штатив, пробирки, газоотводная трубка, фарфоровая чашка, спиртовка.
Ход опыта: В пробирку помещают кусок мрамора и наливают соляную кислоту. Выделяющийся газ пропускают через раствор известковой воды. Она мутнеет. По окончании реакции несколько капель полученного раствора выпаривают в фарфоровой чашке. Образуется налёт минеральной соли – хлорида кальция.
Вывод: При взаимодействии двух веществ – соляной кислоты и мрамора – были получены совершенно новые вещества – углекислый газ и хлорид кальция.
Опыт 2: «Действие щелочей и кислот на индикаторы».
Реактивы: Растворы щелочи и кислоты в воде, фенолфталеин, лакмус метиловый оранжевый.
Оборудование: Штатив с пробирками.
Ход опыта: В три пробирки наливают раствор щелочи, добавляют индикаторы. Проделывают данные операции с раствором кислоты.
Индикатор |
Кислая |
Щелочная |
Нейтральная |
Фенолфталеин Лакмус Метилоранж |
Бесцветный Красный Розовый |
Малиновый Синий Жёлтый |
Бесцветный Фиолетовый Оранжевый |
Вывод:
Опыт 3: «Возгонка йода» (видеодемонстрация).
Реактивы: Йод.
Оборудование: Пробирка, штатив, спиртовка.
Ход опыта: В пробирку, закреплённую в штативе, помещают небольшое количество кристаллического йода. Нагревают.
Вывод: При лёгком нагревании происходит возгонка йода.
Опыт 4: «Взаимодействие металлов с растворами солей».
Реактивы: Раствор сульфата меди (II), цинк, железо (стальные кнопки).
Оборудование: 2 конические колбы.
Ход опыта: В колбы наливают раствор соли. В одну колбу кладут цинк, в другую стальные кнопки. Спустя некоторое время растворы изменяют цвет.
Вывод: Активные металлы – цинк и железо – заместили медь в сульфате и образовали соли. Медь выделилась в виде бурой массы [3].
Демонстрации: образцы металлов, модели кристаллических решёток, 1 моль вещества, оксиды и др.
Демонстрации в 9-х классах.
Опыт 1: «Взаимодействие щелочных металлов с водой».
Реактивы: Металлический натрий (калий), вода, фенолфталеин.
Оборудование: Кристаллизатор, нож, фильтровальная бумага.
Ход опыта: В воду капают несколько капель фенолфталеина. Отпускают в воду небольшой кусок натрия, предварительно очистив его от оксидной плёнки. Фенолфталеин приобретает малиновую окраску.
Вывод: Щелочные металлы при взаимодействии с водой образуют щёлочи.
Опыт 2: «Демонстрация оксидной плёнки алюминия».
Реактивы: Алюминиевая проволока.
Оборудование: Штатив, спиртовка.
Ход опыта: Нагревают алюминиевую проволоку. Проволока размягчается, металл превращается в жидкость. Продолжают нагревать проволоку ещё несколько минут. Расплавленный алюминий не теряет форму проволоки, из-за присутствия на её поверхности оксидной плёнки.
Вывод: Оксид алюминия – тугоплавкое вещество.
Опыт 3: «Получение хлороводорода и его растворение в воде».
Реактивы: Хлорид натрия, серная кислота (конц.), индикаторная бумага, вода.
Оборудование: Штатив, пробирки, газоотводная трубка.
Ход опыта: Проводят реакцию взаимодействия хлорида натрия с водой. Поток выделяющегося газа направляют в пробирку с водой. Среду раствора определяют с помощью индикаторной бумажки.
Вывод: Хлороводород – газ, который легко растворяется в воде. В пробирке образуется соляная кислота.
Опыт 4: «Получение аммиака».
Реактивы: Хлорид аммония, гидроксид кальция, индикаторная бумага.
Оборудование: Пробирки, штатив, спиртовка, газоотводная трубка.
Ход опыта: В пробирку помещают перетёртую смесь хлорида аммония и гидроксида кальция, нагревают. Выделяющийся газ собирают в пробирку, закреплённую в штативе дном к верху (аммиак легче воздуха). Влажная лакмусовая бумажка синеет в присутствии аммиака.
Новости образования:
Развитие профильного обучения в дидактике
Профориентация является самостоятельной областью знания, но формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права. Осуществление системного подхода к управлению профориентацией позволяет учесть междисциплинарные её аспекты, открывает возможность систематичес ...
Чертёж столика
Общий чертёж столика Чертёж ножки столика Чертёж столешницы столика Эргономическое обоснование изготовления столика Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены любованием эстетическими достоинствами внешней формы. Практическое назначение предметов, обращение с ними требуют своего осм ...
Определение, критерии и виды толерантности
Вначале обратимся к истории понятия «толерантность». Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия возникает в либеральном сознан ...