Для решения задач формирования культуры здоровья у школьников необходима совместная деятельность учителей и семьи. Эти вопросы рассматривала в своих работах М.В. Антропова [2]. Требования к проектированию здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования раскрыты в трудах П.П. Абаскаловой [1]. В последние годы появилось ряд работ по реализации здоровьесберегающих технологий.
Раскрывая сущность и структуру понятия «формирование культуры здоровья», мы рассмотрели его в семантической последовательности понятий: «здоровье», «культура», «культура здоровья», «формирование», «формирование культуры здоровья».
Как известно, в научной литературе – медицинской, педагогической, психологической, социальной и т.д. – представлено большое количество определений понятия «здоровье», которое уже в исторически отдаленные времена связывалось с отсутствием болезни и с заключением о том, что если человек не болен, значит, он здоров. Происходящие в настоящее время радикальные изменения в социокультурной ситуации современного общества порождают трансформацию понятий здоровье, здоровьесберегающая педагогика и здоровьесберегающее пространство, культура здоровья,
расширяя спектр их значений, и выдвигают их на одно из центральных мест в образовательной практике [11].
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. В последние десятилетия в современной
физиологии, психологии и педагогике центральной
идеей является ценность любой человеческой личности во всей широте её физических, психических и духовных возможностей и ограничений. В связи с этим актуальной становится задача более глубокого раскрытия потенциальных возможностей человека, что неосуществимо без обеспечения всей полноты его здоровья как основополагающего фактора долгой и полноценной жизни, высокого творческого потенциала и работоспособности [4].
Переход от здоровья к болезни можно рассматривать, как процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, окружающих условий, что приводит в итоге к снижению его общественных, социальных и трудовых функций [4].
Характеризуя концепцию проектирования здоровья, следует остановиться на определении понятия здоровья, представленном в Уставе Всемирной организации здоровья (ВОЗ): «здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней», и на определении Казначеева(1978): «здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функции, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни» [23].
Исходя из данных определений при создании условий для
формирования, сохранения и укрепления здоровья, необходимо взять за концептуальную основу понятия физического, психического, и социального компонентов здоровья человека.
Новости образования:
Взгляды педагога на мир
Как известно, философские знания являются основой мировоззренческих взглядов, поэтому именно они определяют те принципы и положения, которые В.А. Сухомлинский изложил в своей воспитательной теории. Педагог размышлял над поистине важными философскими проблемами, каждый раз заново переосмысливая и по ...
Развитие физической научной школы «Кипение жидкостей» с 1954 г. по 1990 г
С приходом в Ставропольский педагогический институт доцента Е. И. Несиса на физико-математическом факультете начала вестись активная научная работа по проблемам физики кипения, приведшая к созданию научной школы по данному направлению. После того как Е.И. Несис стал заведующим кафедрой теоретическо ...
Роль перспективного педагогического опыта в повышении педагогического мастерства учителей
В повышении эффективности учебно-воспитательного процесса большую роль играет перспективный педагогический опыт. Он является одним из важнейших резервов совершенствования урока, повышения результативности педагогического труда и качества знаний учащихся. Это наименьшая известная форма методической ...