Речевые упражнения в развитии диалогической речи учащихся среднего звена на уроках английского языка среднеобразовательной школы

Педагогические практики » Развитие навыков диалогической речи у учащихся среднего звена на уроках английского языка среднеобразовательной школы » Речевые упражнения в развитии диалогической речи учащихся среднего звена на уроках английского языка среднеобразовательной школы

Страница 1

Опыт школы показывает, что только путем заучивания речевых образцов и готовых диалогов нельзя овладеть диалогической речью именно потому, что она ситуативна. Поэтому необходимо учить учащихся переносу усвоенного материала и его употреблению в другой ситуации. Это можно сделать при помощи речевых упражнений, которые должны быть мотивированны и основаны не только на тематике программы, но и на отдельных ситуациях, на которые может быть разложена тема.

Ситуация, с одной стороны, является условием мотивации высказывания, т. е. создает потребность, которую можно удовлетворить, ответив на вопрос, или высказав свое мнение, или обратившись с просьбой к собеседнику. С другой стороны, ситуации, вернее, ряд разнообразных ситуаций, связанных одной темой, создают условия для развития речевых навыков высшего порядка, т. е. навыков, которые могут быть перенесены на аналогичные ситуации [29].

Комплекс упражнений для развития диалогической речи на иностранном языке применительно к школьным условиям включает три последовательные серии учебных действий: 1) аспектно-тренировочные упражнения на отработку языкового (фонетического, лексико-грамматического) материала; 2) упражнения для развития умений реплицирования; 3) упражнения в коммуникативном диалогизировании. Упражнения первой и второй серии – подготовительные.

Рассмотрим три серии упражнений (см. Приложение Б) [18, с. 65], которые в обработке грамматического материала занимают главное место на примере отобранных типичных ситуаций, относящихся к подтеме «Учеба».

Подстановочные упражнения. В качестве исходного материала для этого вида упражнений рекомендуется использовать предложения-клише. Производя различного рода изменения, учащиеся убеждаются в том, что перед ними не застывшая речевая единица, а предложение, являющееся моделью для построения сходных по смыслу высказываний [18, c. 83].

Трансформационные упражнения представляют собой трансформацию воспринимаемых форм и могут выглядеть следующим образом [30]:

1. Поправьте собеседника:

- Tomorrow we'll have only 5 lessons.

- No, tomorrow we’ll have 6 lessons, not 5.

2. Выразите удивление, переспросите:

- Pete and Lena have got «satisfactory» for their dialogue.

- Do they really? Do they really have «satisfactory» for their dialogue? (I like their dialogue.).

Конструктивные упражнения могут быть и языковыми, и речевыми. Здесь можно назвать такие задания, как вставить пропущенное в предложении слово по вопросу или по смыслу; распространить предложение; заменить форму слова или одно слово другим; ответить на вопросы; [18, с. 85].

Например:

1) Преподаватель предлагает следующую модель диалога:

- Are you doing your homework now? (to read a book)

- Now, I’m not. I’m reading a book.

Теперь по этому образцу ученики должны ответить на вопросы, используя данные в скобках слова:

a) Are you writing a composition? (to clean the room);

b) Is Nell translating the text? (to wash up).

Вопросо-ответные упражнения. Суть такого вида упражнений сводиться к следующему:

Ответьте на вопросы, касающиеся различных сторон жизни школы, класса, взаимоотношений между учащимися:

1. What subjects do pupils study in the 6th form? 2. Who in your group is a fast learner? 3. Have you ever counted the number of English words you learned beginning with the 5th form? И так далее [18, с. 85].

В репликовых коммуникативных упражнениях учащиеся сами создают содержание высказывания и выбирают форму его выражения, опираясь на ранее усвоенный языковой материал. Например:

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Теоретические аспекты развития памяти младших школьников
Память человека можно определить как психофизические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее ра ...

Апробация занятий из разработанного цикла. Описание опыта
Разработанные мною занятия графическими материалами рассчитаны на внедрение в детскую художественную школу. Но на производственной практике я попала в другие условия, в школу № 700, в которой и проводила апробацию занятий. Для проведения занятий с младшими школьниками было необходимо перестроить за ...

Различые взгляды ученых на проблему заикания
В свое время Гиппократ отмечал, что заикание это болезнь, связанная с накоплением влажности в головном мозге. У Аристотеля был иной подход к проблеме заикания. С его точки зрения, заикание связано с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата. Гален, Цельс и Авиценна предполагали, чт ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru