Разработка конспекта урока по биологии «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

Педагогические практики » Система формирования культуры здоровья у школьников в процессе преподавания биологии » Разработка конспекта урока по биологии «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

Страница 1

План – конспект урока по биологии.

Тема: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Цель урока: Приобщить детей к здоровому образу жизни.

Задачи урока: – Познакомить детей с истинным значением слова иммунитет, из чего он состоит (складывается); обосновать необходимость прививок и лечебных сывороток. С помощью валеологического анализа:

- выявить, что же ослабляет иммунитет и как его можно укрепить;

- развивать у обучающихся умение работать с дополнительной справочной литературой;

- воспитывать убежденность в необходимости ЗОЖ.

Оборудование: таблица «Кровь», портрет И.И Мечникова, кинофильм «Иммунитет»

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

2. Изучение нового материала

Сегодня у нас необычный урок, а урок, посвященный здоровью. Поговорим мы с вами о том чувственном слове, часто употребляемый всеми нами. А слово это – иммунитет. Итак, что же это такое иммунитет?

Иммунитет – это защитные силы организма, которые складываются в результате деятельности многих его органов и тканей (кожи, печени, почек, кроветворной и лимфатической системы).

Органы иммунной системы защищают организм от токсинов (ядов) и обеспечивают невосприимчивость к чужеродным белкам (всего рода микробов, имеющим белковую основу). Первым заслоном на пути «вредителей» встают кожа и выделяемые ею «секреты» (сало, пот и др. вещества). Антимикробным действием обладают слизистая оболочка ротовой полости, соляная кислота желудка, ферменты кишечника. Роль внутренних барьеров выполняют печень, почки, лимфатические узлы. Роль лимфатической системы.

Лимфатическая система служит для отвода из клеток отработанной жидкости (тканевой жидкости). Образуемая при этом лимфа по лимфатическим сосудам попадает в лимфоузлы, где обезоруживается. Кроме того, в лимфоузлах образуются лимфоциты (разновидность лейкоцитов), благодаря которым в крови производятся защитные тела (антитела). Самым крупным лимфатическим узлом является селезенка.

Когда в кровь проникают чужеродные белки (антигены), в борьбу с ними вступают другие «силы» – фагоциты. Так называются особые клетки, которые находятся в крови и в тканях некоторых органов (селезенки, печени, лимфатических узлов, кровеносных сосудов), Эти клетки либо сами выискивают в крови вредные вещества и уничтожают их, либо ждут пока «враг» проплывет в токе крови или лимфы.

Кроме фагоцитов в обезвреживании попавших в кровь чужеродных веществ участвуют также антитела. Их вырабатывают лимфоциты. Каждый лимфоцит производит только какой-нибудь один вид антител. Происходит это только после попадания антигенов в кровь. В этом случае количество лимфоцитов в крови редко возрастает. Вырабатываемые ими антитела «связывают» чужеродные частицы вместе, а находящиеся в крови клетки-фагоциты уничтожают эти сгустки (переваривают их).

Когда антиген попадает в организм вторично, антитела образуются относительно быстрей. Такое явление называется иммунологической памятью, На нем основано действие прививок: введение в организм здорового человека вакцин, содержащих ослабленные формы бактерий и вирусов. Прививки обеспечивают образование антител еще до появления настоящего возбудителя болезни. Таким образом, повышается устойчивость организма ко многим опасным инфекционным заболеваниям (полиомиелиту, дифтерии, столбняку и др.).

Силы организма не являются постоянными. Они могут ослабевать, а могут накапливаться. Ребята, давайте подумаем, что же может ослабить иммунитет человека? (Дети поднимают руки и предлагают свои варианты ответов). Верно, это и есть те причины, которые могут ослабить иммунитет человека. Их еще очень много.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Методические рекомендации по диагностике качества знаний
форма урок начальный школа Задача учителей начальных классов состоит в том, чтобы развить у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без боязни делиться своими переживаниями, развивать потребность описывать красоту окружающей природы, красоты человека, приобщать ег ...

Информатизация системы российского образован
Единая информационно-телекоммуникативнная система (ЕИТС) РФ создается, в принципе, для реализации концепции опережающего образования, идея которого, предложенная академиком А.Д. Урсулом, имеет важнейшее значение для развития современного образования. Суть этой идеи заключается в обеспечении опережа ...

Различные виды упражнений, как ведущие средства обучения на средней ступени
Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Так что же такое упражнение? Упражнение должно отвечать следующим требованиям: в упражнении всегда есть цель. Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, то есть попутно работать и на те ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru