К сожалению, в работе со школьниками-туристами далеко не всегда последовательно проводится в жизнь принцип дифференцированного подхода, что выражается в распространенности стандартных обзорных экскурсий для всех групп туристов, без учета возрастных особенностей.
Экскурсионная работа с подростками и молодежью школьного возраста имеет свои особенности. Они определяются психологическими и возрастными характеристиками этой категории учащихся.
В ходе экскурсии необходимо давать школьникам достаточный объем научной информации. При этом следует иметь в виду, что ребят интересуют не только и не столько общие исторические сведения, которые они получают и из других, не музейных источников, сколько конкретная информация, заключенная в музейном предмете. Социологические исследования вполне подтвердили это предположение. В связи с этим важно насыщать экскурсию специфически музейным материалом: указывать на подлинность, редкость, уникальность или типичность музейного предмета, сообщать сведения об истории («легенде») экспоната, технике археологических раскопок и реставрационных работ, об основании и перспективах развития музея и т. п. Очевидно, дальнейшее совершенствование как учебных, так и общеобразовательных экскурсий может идти в направлении усиления их «музейности», т. е. более широкого и глубокого раскрытия историко-культурной и художественной ценности музейных предметов. Такой подход усилит роль музея в процессе освоения подростками и молодежью историко-культурных ценностей, а также в воспитании музейной культуры подрастающего поколения.
Углублению и расширению знаний молодого человека способствуют комплексные экскурсии, сочетающие осмотр нескольких экспозиций или выставок, осмотр экспозиции и памятных мест города или района, а также циклы экскурсий.
Во многих музеях циклы экскурсий заняли прочное место в работе с учащимися.
Другая особенность экскурсионной работы со школьниками вытекает из характерного для этого возраста повышенного стремления к самостоятельности и творческой активности.
Разумеется, развитие активного начала, стремление не просто передать школьнику сумму знаний, а научить его мыслить, оценивать творчески и самостоятельно исторические события, явления, факты нашей действительности — все это актуально для всех форм научно-просветительной работы музея. Для экскурсионной пропаганды это положение особенно важно, потому что экскурсия не только наиболее устоявшаяся, традиционная, но и самая распространенная форма работы музея с учащимися.
Приемы активизации экскурсии разрабатываются теоретиками и практиками музейного дела. Касаются они, однако, главным образом процесса непосредственного проведения экскурсии, хотя не меньшее значение в экскурсионной работе со школьниками имеют подготовительная стадия, а также закрепление материала и впечатлений, полученных в ходе экскурсии.
Музеи практикуют организацию выставок творчества школьников, отражающих их впечатления непосредственно от экскурсии или посещения музея вообще. Примерам такой выставки может быть экспозиция в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве — «Жизнь и творчество поэта в детских рисунках». Рисунки — итог глубокого усвоения и осмысления того материала, с которым школьники познакомились во время посещения музея. Выставки становятся также стимулом для более тесного приобщения к музею, способствуют воспитанию музейной культуры, как самих участников выставки, так и их товарищей. Характерно, что аналогичные явления происходят и в музейной практике других стран. Например, Музей археологии в г. Загребе (Югославия) организовал выставку работ, созданных учениками одной из школ города после осмотра археологических коллекций.
Другой пример активного закрепления материала, указанного в музее, — организация конференции: читательской (по книге, связанной с темой экскурсии), литературной или исторической (по соответствующей теме или разделу осмотренной экспозиции). Литературная конференция в Оренбургском областном краеведческом музее для учеников 11 классов, посвященная пребыванию и ссылке в Оренбургском крае Т. Г. Шевченко, не только закрепила музейные впечатления, дополняя школьную программу, но, без сомнения, и способствовала развитию творческой активности, потенциальных возможностей школьников.
Инновационные методики в образовании – это вариативная реализация тактических и стратегических целей педагогического процесса: обучения, воспитания и развития личности. Элементарный перевод понятия «инновация» как «внутренняя новация, новизна» определяет место новых методик образовательной деятельности: они должны быть включены в имеющиеся уже формы и методы педагогического процесса, проверенные временем и практикой. Речь, собственно, о новых технологиях, новых акцентностях в педагогических формах деятельности общества. Ретроспектива педагогической деятельности (как процесс передачи общественного знания) есть ретроспектива именно инновационной деятельности: передача опыта на примере практической деятельности (первобытное общество); семантическое закрепление информации и соединение практической формы передачи с вербальной; разработка конструкций (форм) передачи информации (собственно формы обучения); структурализация форм обучения и разработка взаимодополняемых методик процесса научения. Поиск новый путей, методик педагогического процесса происходит как на уровне теоретического обобщения и развития, так и на уровне экспериментально-практического действия, организационно- управленческого процесса. Инновация сегодня – это системное прочтения стратегических задач общественного познания: включение дифференцированного знания в единый процесс, инвариантное «содружество», развитие междисциплинарных связей на уровне содержания знания и методик познания.
Новости образования:
Роль воспитания в системе формирования личности школьника
Современное состояние Российского образования требует досконального рассмотрения вопросов о сущности, цели, задачах, содержании и формах образовательно-воспитательной деятельности общества. Социум изначально ставил и ставит задачу предоставления молодому члену общества на самом раннем этапе развити ...
Уроки-семинары по русскому языку в старших классах
Необходимость выбора иной формы организации уроков диктуется и тем, что старшеклассники – это потенциальные студенты, поэтому вполне закономерно уделять особое внимание таким формам работы, как практикумы, семинары, лекции, зачеты, консультации и т.д., ведь именно в этих формах будут проходить заня ...
Формы внеурочных занятий
Широкие возможности внеурочных занятий в развитии, обучении и воспитании школьников качественно реализуются лишь при системной организации данных занятий. Основные компоненты системы внеурочных занятий позволяют выделить множество форм этих занятий, классифицированных по признакам: ¾ по хара ...