Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения

Педагогические практики » Анализ подходов к обучению » Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения

В современных условиях вариативного начального образования проблема перехода к обучению в среднем звене встает особенно остро. Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов свидетельствуют о наличии ряда достаточно распространенных организационно-психологических и общеучебных проблем, сказывающихся на успешности усвоения ими курса математики на следующем этапе. Трудности с адаптацией возникают у учеников даже при переходе из начальной школы в среднюю в случае, когда они работают по одной дидактической системе. Тем более они вероятны, если вместе с условиями обучения меняется система обучения.

С проблемой преемственности наиболее остро мне пришлось столкнуться в 2007 году, когда я стала вести математику в двух пятых классах – 5 «А» и 5 «В». Дело в том, оба класса обучались в начальной школе по развивающей программе «Школы 2000…», учебнику под редакцией Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон. К сожалению, по настоянию родителей 5 «В» класса, в средней школе пришлось перейти к учебнику под редакцией Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др., в то время как ученики 5 «А» класса продолжили обучение по прежней развивающей программе.

Безусловно, основные задачи, методы и формы работы по традиционной и развивающей системами обучения значительно разнятся, что наглядно показано в сравнительной таблице

Традиционное обучение

Развивающее обучение

1. Основная задача

– добиться усвоения учащимися знаний, овладения общими и специальными умениями и навыками

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации

2. Ребенок

– условие реализации педагогических задач

Позиция ребенка: ведомый: «Меня учат»

– цель педагогической деятельности

Позиция ребенка: субъект: «Я учусь»

3. Отношение, общение участников процесса

Тип отношений: руководство и подчинение (исполнение)

Деятельность – функционально-распределенная

Общение: вертикальное

Позиция учителя: «Я над вами»→ информатор

Содержание коммуникации: обмен деловой информацией (знаниями о предмете)

Тип отношений: сотрудничество, партнерство.

Деятельность – совместно-распределенная

Общение: горизонтальное, межличностное

Позиция учителя: «Я с вами»→ консультант, организатор диалога

Содержание коммуникации: обмен мыслями о предмете, поиск смысла деятельности, оценка результатов

4. Доминирующие методы и формы

– объяснительно-иллюстративные, репродуктивные;

– фронтальная форма познавательной деятельности;

– индивидуальная форма познавательной деятельности

– проблемные, поисковые, исследовательские методы самостоятельной работы;

Действует технология: «Думаю сам, делюсь с товарищами, сообщаю классу, слушаю других, делаю вывод

Новости образования:

Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе
Рефлексия (от позднелатинского. reflexio — обращение назад) — обращение человека на свое собственное состояние или свое знание. Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. Ее следует разделять от понятия самосознания. Не каждая рефлекси ...

Разработка программы профессионального самоопределения
В ходе нашего исследования мы установили, что в образовательном пространстве МОУ «Невонская средняя школа №2» старшеклассники имеют в основном средний уровень профессиональной готовности. Таким образом, в процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, на наш ...

Знакомство с Иконой Владимирской Божией Матери ручной работы
Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях рукодельница, прихожанка нашего храма, Лариса. Ивановна. Посмотрите, какую икону Владимирской Божией Матери она вышила бисером , используя прорись, с которой мы только что познакомились. Рассказ Ларисы Ивановны о том, как она работала над иконой. Вопросы детей ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru