Кукушкин B.C. определяет внеурочную краеведческую работу как поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры). Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей. Хорошо, когда школьная поисковая краеведческая работа согласуется с работой местных государственных музеев или осуществляется под их патронажем. Как показывает практика, базовое образование учителя не играет существенной роли и не оказывает влияния на характер и содержание внеурочной работы с учащимися. Здесь на первое место выступают личные увлечения и интересы педагога, специфика региона, материальные возможности школы и учащихся. Ведь главная цель внеурочной работы с детьми – культуросозидающая. В работе с учащимися 5–9 классов диапазон краеведческой работы может быть довольно широк, и помимо ознакомительных экскурсий и прогулок можно выдавать отдельным группам учащихся творческие задания не только по географическому, но и историческому и художественному краеведению. Это достигается изучением таких предметов, как география, история, биология, физика, математика. [
14
]
Внеклассная краеведческая работа.
В своих трудах Крюкова Н.внеклассную краеведческую работу подразделяет на массовую, групповую и индивидуальную. Массовые формы – вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, создание школьных краеведческих уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры и др. Групповые формы внеклассной работы – кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории, выпуск стенгазет, бюллетеней, рукописных книг, журналов. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой внеклассной работы вырастает кружковая. Результаты занятий в кружках часто выносятся на общешкольные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм. [
13
]
Массовые формы работы.
Факультатив по истории края.
По мнению Крюковой Н., в них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных материалов местных архивов, музеев, научной и художественной литературы, готовы к проведению краеведческих исследований в походах и экспедициях. Основная задача факультатива заключается в развитии интереса к родному краю, его истории и исторической науке с целью углубления знаний и развития способностей учащихся. [
13
]
Историко-краеведческий кружок
.
«Кружок есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы» – так писал учёный Н.Н. Баранский. Высокая оценка кружковой работы не случайна. Школьный кружок базируется на записях, полученных учащимися на уроках. Он даёт возможность организовать систематические занятия по определённой программе и с постоянным составом. В школах популярны кружки двух видов: а) охватывающие весь комплекс краеведческого материала; б) тематические предметные кружки (историко-краеведческий; литературно-краеведческий и т.п.), этнографические, археологические и др.). Работа в кружках осуществляется в двух направлениях: 1) теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа) и 2) практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке). Учитель обеспечивает научное и методическое руководство кружком: даёт консультации по методике работы, рекомендует источники, помогает составлять планы изучения темы или объекта, систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал. В работе кружка особое внимание следует уделять выбору тематики, определению источников и планированию. Лучше составлять годовой план работы кружка, обязательно включая время летних и зимних каникул. Кроме задач кружка, в плане указываются различные формы его работы: встречи с участниками исторических событий, проведение экскурсий, вечеров, конференций, открытых заседаний, выпуск стенгазет, перечень индивидуальных и групповых исследований, отчётное мероприятие, сроки и ответственные в работе кружка: за их организацию и проведение (альбомы, доклады, рефераты, разработки вечеров, конференций и т.д.). [
13
]
У Крюковой Н. школьный музей – универсальный инструмент музейной педагогики:
Новости образования:
Пути преодоления упрямства в дошкольном учреждении и в семье
Целью формирующего эксперимента является коррекция, преодоление упрямства у детей дошкольного возраста в семье и в дошкольном учреждении. После диагностик детей и их родителей началась работа по устранению, сглаживанию упрямства у детей, которое проявляется в дошкольном образовательном учреждении и ...
Письменная проверка
Письменная проверка по химии включает в себя: Кратковременные контрольные работы. Длительные контрольные работы. Химический диктант. Проверка письменных работ и тетрадей. Тесты. Письменная контрольная работа позволяет учителю получить за один урок общую картину знаний всех учащихся по тому или ином ...
Геометрия Лобачевского
В мемуаре «О началах геометрии» (1829) Лобачевский прежде всего воспроизвел свой доклад 1826г. Он определяет основные понятия геометрии, не зависящие от V постулата, и заметив, что сумма углов прямолинейного треугольника не может быть , как это имеет место у сферических треугольников, Лобачевский з ...