Патриотическое воспитание подростков во внеурочное время

Педагогические практики » Патриотическое воспитание подростков во внеурочное время

Согласно А.К Быкову, патриотическом воспитании граждан Российской Федерации, в том числе детей и молодежи, на сегодняшний день есть проблемы стратегического и оперативно-организационного характера, требующие решения в рамках всего государства.

Во-первых, существуют значительные риски в эффективности созданной государственной системы патриотического воспитания, поскольку она зиждется на программно-целевом подходе в государственной политике. Суть последнего в том, что государство политически и финансово поддерживает ту сферу жизнедеятельности, которую считает приоритетной. Что произойдет с государственной системой патриотического воспитания, если государство откажет ему в приоритетности и целевом финансировании? Предугадать серьезные негативные последствия такого решения несложно. Пока функционируют госпрограммы, необходимо закладывать условия для того, чтобы комплекс осуществляемых мер по патриотическому воспитанию в министерствах, ведомствах и других исполнителях программ стал традиционно выполняемым объемом деятельности, тогда переход от целевого финансирования к финансированию плановой текущей деятельности не вызовет катастрофического сворачивания всей патриотической работы. Осуществить такой переход будет непросто, поскольку побочный негативный эффект реализуемых федеральных целевых программ виден уже сейчас: многие руководящие должностные лица поддерживают реализацию только целенаправленно финансируемых государством мероприятий.

Во-вторых, управленческий компонент системы патриотического воспитания требует определенной модернизации. В настоящее время на управленческом уровне не обеспечен должный уровень социальной ответственности субъектов патриотического воспитания – исполнителей госпрограммы – за ее выполнение. Только так можно расценивать тот факт, что за 10 лет выполнения двух государственных программ в некоторых субъектах России так и не были созданы органы, ответственные за организацию и координацию работы по патриотическому воспитанию. В ряде регионов к работе по патриотическому воспитанию граждан по-прежнему проявляется отношение как к кратковременной кампании. В данной ситуации речь может идти или о повышении полномочий головного органа – Росвоенцентра, или о возложении функций этого органа на структуру Правительства Российской Федерации или Администрации Президента Российской Федерации. В действующих управленческих механизмах госпрограмм не урегулированы взаимоотношения головного исполнителя с исполнителями, когда он может их реально не привлекать вообще к выполнению мероприятий. На управленческом уровне не обеспечено тесное взаимодействие основных исполнителей мероприятий программ на уровне министерств с научными организациями (РАН, РАО и др.), общественно-государственными (ДОСААФ) и общественными организациями. Имели место недостатки в информировании граждан о ходе выполнения госпрограмм, привлечении их к участию в реализации программ. Так, по результатам социологического опроса, о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–10 годы» была информирована треть россиян (34%), в том числе 6% хорошо знали об этом и 28% что-то слышали. Не знали о программе – 62%. Большинство опрошенных (86%) указали, что в течение последнего года ни они сами, ни члены их семей не участвовали в мероприятиях, проводимых в рамках госпрограммы по патриотическому воспитанию.

В-третьих, развитие государственной системы патриотического воспитания нуждается в более тесной сопряженности с другими направлениями государственной политики, в первую очередь, социальной, молодежной и образовательной. Важно, чтобы идеологические по своей сути мероприятия госпрограммы патриотического воспитания опирались на активную государственную социальную политику улучшения материального благосостояния граждан России, повышения уровня социально-правовой защищенности детей и молодежи (защита от насилия, правовые гарантии получения качественного образования, трудоустройства, обеспечения социального и физического здоровья), создающие у них уверенность в завтрашнем дне, возможность реализовать свой личностный потенциал, ценностную самоидентификацию. Развитие государственной молодежной политики и политики в области патриотического воспитания молодежи должно иметь общую плоскость – создание благоприятных условий для активной интеграции подрастающего поколения в социум, его активного вовлечения в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других проблем современного российского общества. Государственная образовательная политика и политика в области патриотического воспитания предполагают интеграцию как по общей цели воспитания патриотизма, так и по формированию конкретных сущностных признаков патриотизма: знания истории своей Родины, уважения к прошлому, к традициям и обычаям своего народа; уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни; стремления к укреплению могущества своей страны, готовности к защите Родины, содействия прогрессивном) развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов. Государственная политика в области патриотического воспитания должна быть представлена в содержании всей внутренней политики государства, всех смежных направлений государственной политики: образовательной, социальной и др. Только к федеральным и региональным целевым программам государственную политику по патриотическому воспитанию молодежи свести нельзя, это заведомо малоэффективный путь; эти программы могут быть действенными только при условии дополнения, а не замещения своими адресными мероприятиями всей внутренней государственной политики по укреплению могущества страны, повышению благосостояния населения, созданию благоприятных условий для самореализации молодежи, развитию ее патриотического сознания и поведения.

В-четвертых, перед государственной системой патриотического воспитания граждан России на уровне подсистемы патриотического воспитания школьников и студентов в образовательных учреждениях стоит несколько проблем. Необходимо решать задачу создания системы патриотического воспитания в каждом образовательном учреждении, повышения эффективности функционирования этих систем. При этом важно исходить из установки, что система патриотического воспитания в каждой школе имеет свои особенности, свои ведущие системообразующие элементы, вытекающие из ее специфики, сильных сторон (мощный кадровый потенциал, славные традиции, стимулирующая социальная среда и др.). [

1

]

В содержательном плане сложный характер приобретает интеграция патриотического воспитания с другими видами воспитания, особенно с духовно-нравственным, гражданским и правовым. Научные и практические основания такой работы заложены в недавно утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой патриотизм отнесен к базовой национальной ценности .

Требует усиления работа, исходя из базовых признаков патриотизма, по глубокому изучению в образовательных учреждениях прошлого своей Родины, традиций и обычаев своего народа, истории Родины, обычаев и культуры других народов. Остается актуальной задача повышения потенциала патриотического воспитания в учебном процессе образовательных учреждений, при проведении уроков со школьниками и учебных занятий со студентами. В актуализации патриотических идей нуждаются, прежде всего, курсы истории, обществознания, литературы – в школе, политологии, социологии, культурологии, истории – в вузах. Не может считаться нормальным, когда на изучение Великой Отечественной войны 1941–45 гг. в школе за весь период обучения отводится 16–20 ч. [

3

]

С точки зрения Быкова А.К. в современных проблемах в молодежной среде особую актуальность приобретает формирование межэтнической толерантности, профилактика нетерпимости и экстремизма, целенаправленное формирование правовой культуры у учащейся молодежи. Важна акцентуация внимания и на теоретическом аспекте: в многонациональной стране, каковой является Россия, патриотом можно считать только того, кто уважительно относится к культуре, обычаям, правам человека другой национальности, другого вероисповедания. В патриотическом воспитании учащейся молодежи требуется еще более тесное сотрудничество государства, школы, семьи, общественных организаций, всех институтов гражданского общества. Семья на деле должна стать партнером государству в патриотическом воспитании детей и молодежи, а школа – интегрирующим центром совместной деятельности государства, семьи и общественных организаций. [

1

]

В-пятых, по его мнению, в плане развития субъектного элемента системы патриотического воспитания требует продолжения работа по укреплению методической базы, что позволит повысить профессиональную компетентность организаторов патриотического воспитания. Все еще нельзя считать решенной проблему разработки и издания комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания. Речь идет и о необходимости увеличения тиражей литературы, издаваемой в рамках Государственной программы патриотического воспитания, грантов Министерства образования и науки по проблемам патриотизма, перевод этой литературы из разряда кулуарной в разряд массовой. Практика, когда финансируемая на конкурсной основе разработка научной и учебно-методической литературы ограничивается ее изданием в 100 – 300 экземпляров, не оправданна. Разрабатываемая литература в обязательном порядке должна рассылаться в центральные библиотеки, профильные институты РАН и РАО, крупные вузы, институты повышения квалификации работников образования. Особое внимание должно быть уделено качеству повышения квалификации педагогических кадров образовательных учреждений по реализации программ и методик духовно-нравственного и патриотического воспитания детей непосредственно в своих учреждениях (курсовая подготовка, научно-практические семинары и семинары-практикумы, конкурсные проекты). [

1

]

В-шестых, на уровне системного восприятия содержания и организации патриотического воспитания путем реализации государственных программ важно преодолеть в общественном мнении сложившееся представление о их центрированности на военно-патриотические вопросы. Такое мнение, как правило, возникает после ознакомления с приложениями госпрограмм, где определены основные мероприятия по их реализации. Так, в госпрограмме на 2006–10 гг. в разделе «Работа по патриотическому воспитанию в связи с другими памятными датами и событиями истории России» (другие – по отношению к празднованию 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–45 гг.) предусмотрено 10 мероприятий, 6 из которых напрямую, а 4 косвенно связаны с военно-историческим прошлым нашей страны. Памятные даты из жизни наших выдающихся представителей культуры, патриотов России остаются за рамками финансирования госпрограмм, тем самым не пропагандируют идею гражданского служения Отчизне. [

1

]

В-седьмых, по-прежнему актуальной остается проблема воздействия СМИ на функционирование государственной системы патриотического воспитания. Реальность такова, что многие СМИ, будучи государственными по форме собственности, не относят себя к государственной системе патриотического воспитания, дистанцируются от патриотической работы, а иногда и в различных формах ей противодействуют. В такой обстановке важна поддержка СМИ, участвующих в пропаганде патриотизма, взявших на себя социальную ответственность за эту крайне сложную деятельность. [

1

]

В работе Прониной Е.И. сказано, что показатели патриотического сознания свидетельствуют о наличии противоречия между традиционными и современными установками в процессе формирования гражданской позиции молодёжи. Современная школа по-прежнему пользуется стандартным традиционным набором средств для воспитания гражданина и патриота. Это влияет на существующие различия в формировании моделей мировоззрения студентов и школьников. [

21

]

На семинар – совещании было обсуждён проект «Всероссийская вахта памяти», который действует с 2013 г. В него включатся доработка такого вопроса как система духовно – нравственного воспитания в контексте истории и традиции русской народности, а также истории и традиции других этносов, проживающих на территории России. [15]

Новости образования:

Роль перспективного педагогического опыта в повышении педагогического мастерства учителей
В повышении эффективности учебно-воспитательного процесса большую роль играет перспективный педагогический опыт. Он является одним из важнейших резервов совершенствования урока, повышения результативности педагогического труда и качества знаний учащихся. Это наименьшая известная форма методической ...

Как помочь ребенку избавиться от агрессивных привычек
В возрасте от двух до четырех лет многие дети становятся излишне агрессивными. Они постоянно спорят, ругаются как со сверстниками, так и с родителями, наотрез отказываются выполнять требования взрослых, намеренно нарушают все существующие правила и запреты. Порой кажется, что действия ребенка напра ...

Геометрия Лобачевского
В мемуаре «О началах геометрии» (1829) Лобачевский прежде всего воспроизвел свой доклад 1826г. Он определяет основные понятия геометрии, не зависящие от V постулата, и заметив, что сумма углов прямолинейного треугольника не может быть , как это имеет место у сферических треугольников, Лобачевский з ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru