Так как специализированной литературы, касающейся преобразования задач очень мало, то мы решили провести анкетирование среди учителей начальной школы с целью проверки их просвещенности по данному вопросу и выяснения места данной работы на уроках математики в начальной школе.
В анкетировании участвовало 10 респондентов, которым предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Как вы понимаете понятие «Преобразование задач»?
2. Имеет ли место работа по преобразованию задач на уроках математики в вашем классе?
3. Если вы ответили «да» на вопрос №2, то выберите одно из следующих утверждений, отражающее наиболее подходящие данные:
а) я веду данную работу на каждом уроке;
б) я провожу данную работу раз в неделю;
в) я провожу данную работу более одного раза в месяц;
г) я провожу данную работу раз в год;
д) я провожу данную работу по мере появления данных заданий в учебнике.
Результаты анкетирования показали, что понятие «Преобразование задач» понимается всеми респондентами как изменение условия, вопроса задачи, но к тому же один человек из них отнес к данному виду работ составление обратных задач, другой - изменение данных задачи. Все респонденты проводят подобную работу на своих уроках, но не так часто как хотелось бы. Ни один учитель не проводит работу по преобразованию задач на каждом уроке, или раз в неделю. Но 2 респондента ответили, что проводят данную работу раз в месяц, 4 человека используют такой вид работы раз в год и 4 человека ответили, что применяют подобные задания только при наличии их в учебнике.
Нами были рассмотрены учебники 2 и 3 классов по разным программам.
Автор программы |
2 класс |
3 класс | ||
Количество задач |
Количество заданий по преобразованию задач |
Количество задач |
Количество заданий по преобразованию задач | |
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.Б. |
296 |
16 |
311 |
5 |
Истомина Н.Б., Нефедова И.Б. |
196 |
2 |
224 |
5 |
Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. |
350 |
19 |
151 |
0 |
Демидова Т.Е. Козлова С.А. Тонких А.П. |
188 |
9 |
382 |
7 |
Таким образом, было выявлено, что во всех рассмотренных нами программах количество заданий по преобразованию задач минимальное. Поэтому мы рекомендуем учителям использовать дополнительные задания, вести работу над задачей после ее решения.
Исследовав методическую литературу, прочитав труды многих авторов, мы установили то, что все методисты включают работу по преобразованию задач в этап работы над задачей после ее решения, но ни один методист не освещает вопрос о методике обучения преобразованию задач. Это привело нас к тому, что мы решили попробовать разработать методику обучения преобразованию задач и реализовать ее на уроках математики в начальной школе.
Исследование проводилось на базе 2 «в» класса 48 школы. В исследовании принимали участие 18 учеников.
Цель исследования: апробировать на практике разработанную нами методику обучения преобразованию задач.
Задачи:
1. Выяснить с помощью срезовой контрольной работы уровень умения решать задачи каждого ученика;
2. Выяснить с помощью контрольной работы умение детей преобразовывать задачи;
3. Разработать и провести ряд уроков с целью обучения детей преобразованию задач;
4. Выяснить с помощью срезовой контрольной работы уровень умения решать задачи каждого ученика;
Новости образования:
Характеристика приемов и методов активного обучения
Метод анализа конкретных ситуаций служит инструментом изучения той или иной проблемы, средством оценки и выбора решений. Под конкретной ситуацией понимают событие, которое включает противоречие (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей действительностью. Выделяют три основных типа ситуаци ...
Проблемы музыкально-художественного воспитания детей
Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осу ...
Роль задач в обучение, роль задач в развитие логического мышления
Решение многих задач требует от человека хорошо развитой способности к творческой деятельности или, по крайней мере, способности и умения отыскать более или менее оптимальное в данных условиях решение. Поэтому не удивительно то большое значение, которое современная наука придает изучению процесса ...