Данная работа посвящена проблеме развития нового направления художественного воспитания детей дошкольного возраста – детскому дизайну, который даёт широкий простор детскому творчеству.
В современных условиях заметно возрастает эстетическая значимость предметной среды, которая оказывает влияние на формирование эстетического вкуса и мировоззрение человека в целом. [3, с.12]
На ранних этапах развития ребенка воспитательное воздействие среды осуществляется стихийно, но с возрастом оно осмысливается ребенком.
Важно своевременно дать детям подготовку в той области деятельности, к которой относится разработка гармоничной предметной среды – в области дизайна.
У ребенка – дошкольника есть природные задатки, которые проявляются в элементарных суждениях «красиво», «некрасиво», «нравится» и так далее.
Педагогам и родителям важно заметить, создать условия для развития этих задатков.
Первые представления об эстетике и эстетическом отношении к окружающему миру (природе, предметному миру, произведениям изобразительного искусства), художественный опыт ребенок приобретает в разных видах изобразительной деятельности.
В дизайн – деятельности дети дошкольного возраста имеют возможность воспользоваться навыками, умениями, приобретенными в разных видах изобразительной деятельности: использовать свой художественный опыт в благоустройстве и преобразовании своего кукольно – игрового пространства. [3, с.12]
Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимаются отдельные педагоги, такие как Пантелеев Г.Н., Кузнецова О.В., Валиулина Е.А., Ярыгина А., Скрябина О.В., представляющие свои мысли и наработки в небольших статьях некоторых периодических изданиях.
В дизайнерской деятельности у детей формируется особый тип мышления, который можно назвать дизайнерским мышлением.
Главными показателями такого мышления являются композиционные навыки, объемно – пространственное мышление, образно – логическое мышление, изобразительная грамотность, художественно – конструктивное видение мира. [3, с.13]
В настоящее время вопрос о развитии основ дизайнерского мышления является актуальным, так как этот вид деятельности значим для художественно – эстетического и интеллектуального развития детей. Дизайн, как явление современной жизни, как вид искусства, как часть культуры не может не присутствовать в системе дошкольного образования. Интерес к дизайнерской деятельности в дошкольном возрасте и сохранение его в дальнейшем будет способствовать развитию у ребенка предметно – образных способов познания, невербального мышления и коммуникативных способностей. [3, с.13]
Проблема: мало изучен вопрос, касающийся организации эстетико – педагогических условий для формирования дизайнерского мышления у дошкольников, решение этой проблемы и является целью нашей курсовой работы.
Задачи исследования:
Изучение научно-теоретических наработок в области развития творческого мышления у детей.
Диагностика творческих способностей детей дошкольного возраста в области дизайна.
Разработка методических рекомендаций для педагогов по развитию дизайнерских способностей детей дошкольного возраста.
Формирование дизайнерских умений у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: творческое мышление детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогическая деятельность воспитателя по формированию основ дизайнерского мышления у дошкольников.
Гипотеза: в процессе специально организованных видов деятельности можно сформировать у детей дизайнерское мышление, при соблюдении определенных условий:
Если будет реализована возможность совокупность эстетико-педагогических условий развития творческого мышления (социально-эмоционального, учебно-дизайнерского, эвристико-дидактического, индивидуально-творческого).
Постановка и решение дизайнерской проблемной ситуации на основе специальных знаний.
Раскрытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей через их дизайнерские качества.
Приобщение детей к активным наблюдениям природы, окружающей среды.
Методы исследования: изучение результатов художественной деятельности детей, беседа с воспитателем, анализ условий в детском саду, необходимых для развития творческих способностей, анализ планов воспитательно-образовательной работы конструирования и детского дизайна, математическая обработка полученных результатов, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
Новости образования:
Сложности психического развития одаренных детей
Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности. Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человек ...
Техническое обеспечение демонстрационных опытов
Для правильной постановки демонстрационных опытов по химии в школе, кабинет химии должен быть специально оборудован. Все технические детали приборов должны быть правильно изготовлены и точно настроены. Отрицательное впечатление производят плохо подобранные пробки, трубки с неоплавленными или необре ...
Педагогические идеи Роберта Оуэна в его работе «новый взгляд на общество
или опыты об образовании человеческого характера»
«Утописты, мечтающие о быстрой реформе рода человеческого, не знают истории человеческой души, но эти самые утописты необходимы: только их пламенным рвением движется этот медлительный процесс, и новая идея, хотя медленно и трудно, но все же входит в характер человека и человечества. Без этих утопис ...