Роль коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики

Педагогические практики » Роль коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики

Изучением процесса формирования личности и факторов, влияющих на него, занимались представители разных наук - психологии, социологии, философии, педагогики. Одним из наиболее значимых достижений в этом направлении является разработка теории коллектива, которая утверждает, что развитие личности человека обусловлено развитием системы его взаимоотношений с другими людьми – коллектива.

Впервые подобная мысль была высказана в трудах Маркса, определявшего коллектив специфической формой организации людей социалистического общества. Впоследствии она нашла продолжение в трудах психологов и педагогов, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.В. Петровский.

На протяжении всего советского периода отечественной истории велось активное изучение роли коллектива в формировании личности, рассматривались различные аспекты этой теории. После распада СССР ее популярность пошла на спад, изменилось отношение к коллективу как форме организации людей. Однако, несмотря на обилие новых подходов к определению факторов развития личности, роль коллектива в нем не отрицается. Таким образом, изучение роли коллектива в формировании личности остается актуальным и в современных условиях.

Вышеизложенные факторы обусловили выбор темы работы и ее актуальность.

Объектом исследования является гуманистическая педагогика как научное направление.

Предметом - изучение роли коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики.

Целью исследования является определение роли коллектива в формировании личности в современных условиях. Для ее реализации поставлены следующие задачи:

Изучить исторический аспект проблемы, проследив ее развитие в истории педагогической мысли.

Рассмотреть теоретический аспект вопроса, т.е. привести определения, раскрыть сущность и основное содержание роли коллектива в развитии личности.

Организовать и провести эмпирическое исследование по определению роли коллектива в формировании личности в современных условиях.

Поставленные цели и задачи определили принцип построения структуры работы. Она представлена введением, тремя главами основной части, заключением и списком литературы.

Основные методы исследования, применявшиеся в работе, можно разделить на следующие группы:

Методы теоретического изучения, к которым относится поиск и анализ литературы по теме, метод описания, метод изложения материала.

Эмпирические методы, представленные констатирующим экспериментом, интервьюированием, наблюдением, анкетированием, индивидуальной беседой.

Методы обработки данных, среди которых – методы математической статистики, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции.

Теоретическую основу работы составили труды советских педагогов по теории коллектива, учебная литература по теме исследования, материалы периодической печати, данные информационных сайтов сети Интернет.

Исследование имеет теоретическую и практическую значимость, а также определенную степень новизны. Теоретическая значимость состоит в проведении комплексного анализа теории коллектива в педагогике, практическая – в определении современного взгляда на роль коллектива в формировании личности.

Новизна исследования заключается в исследовании данной проблемы в условиях современной педагогической системы, анализе данных последних лет.

Новости образования:

Детское словотворчество
Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: стрекоза — «стрекозел», морщинки на лбу — «сердитки», «баюльная песня» (от слова «баюкать»), «намакаро-нился», «глазки выньми», «журчей»… Купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, девочка приговаривает: «Вот притонула, а во ...

Здоровьесберегающие технологии в образовании
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие ...

Принципы организации внеурочной работы по учебным предметам
В.И. Казаренков выделил следующие принципы организации внеурочных занятий подростков и старшеклассников по учебным предметам: ¾ взаимосвязь внеурочных и урочных занятий; ¾ демократизация жизнедеятельности учащихся; ¾ гуманизация отношений между участниками педагогического проце ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru