Процесс обучения, воспитания и развития детей и молодежи осуществляется не только в школе, но и в системе дополнительного образования. Участниками данного процесса можно считать школьных учителей, учащихся, их родителей, работников внешкольных учреждений и организаций. Педагогический (учебно-воспитательный) процесс можно рассматривать как управляемый процесс совместной творческой жизнедеятельности педагогов и детей, обеспечивающей условия для развития личности ребенка, подростка, юноши.
Педагогический (учебно-воспитательный) процесс протекает в системе урочных и внеурочных занятий.
Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий — урок. К урочным занятиям можно отнести занятия, проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам. Урочные занятия обеспечивают планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.
Внеурочная деятельность представляет собой систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение обеих сторон. При этом внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, ученых вузов и НИИ, работников детских внешкольных организаций и других учреждений.
Внеурочная работа расширяет возможности педагога, позволяет ему не просто обучать детей, но и создавать условия для формирования творческой, социально-успешной личности.
Но только во взаимосвязи с урочной внеурочная работа образует систему, в которой возможно оптимальное решение проблемы индивидуализации и дифференциации обучения как средства эффективного развития личности ребенка.
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально) и обеспечивается тремя основными связями: взаимодействие, организация и управление. Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности.
Информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической. Учебная — это информация, связанная с содержанием учебного материала. Научная — информация по различным отраслям научного знания. Познавательная — информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем мире. Организационно-трудовая — это информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности. Коммуникативная — это информация, необходимая школьникам для успешного общения. Этическая — это информация, включающая основные моральные положения.
В урочной и внеурочной деятельности педагог осуществляет передачу информации, а школьники лишь принимают ее. Такая односторонность передачи информации блокирует активность школьников, снижает познавательный и эмоциональный фон совместной деятельности, тормозит интерес детей к внеурочной самостоятельной поисковой работе.
Вещественные связи — это связи урочных и внеурочных занятий, реализуемые в форме обмена и применения конкретных материальных продуктов деятельности педагогов и детей. Вещественные связи реализуются через изготовление (составление) и ремонт (реконструкцию, реставрацию) какого-либо оборудования, приборов, моделей, наглядных средств и т.п. На мой взгляд, конструкторское, исследовательское внеурочное задание, полученное учеником, позитивно влияет не только на успеваемость, но на эмоциональную сферу личности школьника.
Новости образования:
Развивающий массаж в логопедической
работе с дошкольниками
Логопеду в своей работе необходимо широко использовать самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является развивающий массаж. Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. При систематическом проведен ...
Методика обследования детей с заиканием
Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и др. Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психолог ...
Средства и формы музейной деятельности: эффективностьвоздействия на
личность
Рассмотренные в предыдущем параграфе особенности музейной коммуникации с точки зрения возможностей включения музея в педагогический процесс общества расширяют возможности воспитательной деятельности общества через использование инструментов музейной деятельности. Сегодня включение форм и средств му ...