В настоящем исследовании мы обратились к вопросам, связанным с активизацией внимания и развитием познавательной активности на уроках русского языка с помощью лингвистической игры.
Проблема исследования относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики, что объясняется тем, что:
Во-первых, среди психических процессов внимание занимает особое место. Оно всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы, направленность личности. Когда говорят о внимании, то подчеркивают, что это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте, обеспечивающая его особо ясное отражение.
В работе с младшими школьниками проблема развития внимания является наиболее актуальной. Учителя и родители часто жалуются на «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» детей. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем плохо распределяемо, неустойчиво.
Во-вторых, как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Это одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
Одним из путей решения проблемы нам видится в использовании в учебной деятельности младшего школьника дидактических игр, которые смогут не только развить качественные характеристики свойств внимания, но и вызвать интерес к этой деятельности, в частности к такому предмету, как русский язык.
Как показал обзор научной литературы, сегодня игра занимает важное место на уроках в начальной школе, т.к. дает возможность сделать процесс обучения занимательным и разнообразным. Однако, несмотря на особое внимание ряда исследователей к дидактической игре и возможностям ее использования в рамках различных учебных предметов, остаются не исследованными вопросы о влиянии игры на развитие внимания и познавательного интереса к предмету
В настоящее время методика обучения русскому языку выдвигает новые плодотворные идеи, обеспечивающие вариативность обучения, создающие новые стимулы для учащихся. Внедряемые в преподавание методики должны активизировать внимание учащихся, поскольку в постоянно поддерживаемом внимании – залог успеха учебной деятельности.
Существует несколько теорий внимания: Гальперина П.Я., Узнадзе Д.Н., Леонтьева А.Н., Запорожца А.В., Добрынина Н.Ф. Их наличие объясняется тем, что внимание как психическая функция давно интересовала психологов. Немов Р.С. определяет внимание как процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.
В целом объектом внимания младшего школьника становится то, что значимо для него, так как внимание носит избирательный характер. Основой успешного обучения является произвольное внимание, но оно у младшего школьника развито слабо. Следовательно, необходимо развивать произвольное и умело использовать в обучении непроизвольное внимание. В этих целях нужно менять виды работ на уроке, способы, средства обучения и воспитания. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.
Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Ценность игры в целом и дидактической игры как воспитательного средства рассматривалась многими зарубежными и отечественными теоретиками и практиками, таким как Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, А.С.Макаренко, А.Н.Леонтьев Д.Б.Эльконин и др. Авторы отметили, что дидактическая игра не только активизирует внимание, но и способствует развитию интереса к учебным предметам.
Для решения проблем исследования нами были выбраны лингвистические игры, поскольку они активизируют словарный запас, пополняют его, открывают новые стороны, казалось бы, хорошо знакомых сочетаний букв и звуков, учат наблюдательности, тем самым воспитывая интерес к русскому языку в целом.
Через лингвистическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой.
Несмотря на понимания значения лингвистических игр как приема активизации внимания и интереса к русскому языку, вопросы, связанные с их использованием остаются малоизученными.
Возникает противоречие: Педагогами понимается значение лингвистической игры для активизации внимания и интереса к русскому языку, однако в реальной педагогической практике она используется редко, что объясняется отсутствием соответствующе разработанной системы работы.
Объект исследования: процесс активизации внимания и воспитания интереса к русскому языку у младших школьников.
Предмет исследования: методические условия использования лингвистических игр как средства активизации внимания и развития интереса к русскому языку у младших школьников.
Целью исследования является разработка теоретически обоснованной и экспериментально апробированной методики активизации внимания и воспитания интереса к русскому языку у младших школьников с помощью лингвистической игры.
Гипотеза исследования:
Процесс активизации внимания и воспитания интереса к русскому языку как учебному предмету у младших школьников будет более эффективным в том случае, если:
1) систематически и целенаправленно использовать лингвистическую игру как метод и прием обучения;
2) лингвистическая игра применяется как прием организации познавательной деятельности учащихся (создание проблемной ситуации);
3) в процессе обучения использовать различные виды лингвистических игр.
Задачи исследования:
Изучить научную литературу по проблеме исследования;
Определить содержание принципиально важных для дипломного исследования понятий (внимание, познавательная активность, познавательная деятельность, игра, лингвистическая игра и др.);
Выявить специфику лингвистической игры, способствующей развитию внимания и интереса к русскому языку;
Рассмотреть опыт использования лингвистических игр с целью активизации внимания и повышения интереса к учебному предмету;
Разработать дидактическую базу экспериментальной работы (в т.ч. образцы дидактических игр);
Экспериментально проверить и оценить эффективность разработанной методики по активизации внимания и воспитания интереса к русскому языку у младших школьников.
Методы исследования:
анализ научной литературы;
беседы с учителями начальных классов;
наблюдение за учебной деятельностью младших школьников;
анкетирование участников эксперимента;
педагогический эксперимент;
статистическая обработка результатов.
Структура и основное содержание дипломной работы:
Дипломное исследование состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обоснованы актуальность исследования, выбраны объект и предмет, выдвинута гипотеза, определены цель, задачи и методы исследования.
В первой главе исследования проведен анализ теоретических источников и практического опыта использования лингвистических игр в процессе активизации внимания и воспитания интереса к русскому языку у младших школьников. Вторая глава посвящена описанию экспериментального исследования по активизации внимания и воспитанию интереса к русскому языку у младших школьников с помощью лингвистических игр. В заключении сделаны выводы о проделанной работе.
Приложение включает результаты диагностики, полученные на констатирующем и контрольном этапе эксперимента, образцы лингвистических игр, используемых на уроках русского языка.
Новости образования:
Определение, критерии и виды толерантности
Вначале обратимся к истории понятия «толерантность». Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия возникает в либеральном сознан ...
Гражданское, патриотическое и интернациональное воспитание в условиях
молодёжного полиэтнического сообщества
молодёжный полиэтнический патриотизм веротерпимость Названные три вида воспитания взаимосвязаны и дополняют друг друга. В то же время, каждое из них отлично от двух других по своей сущности. Гражданское воспитание преследует цель формирования у воспитанников гражданственности, патриотическое – патр ...
Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной
образовательной системы
Наиболее цельную и последовательную разработку и воплощение в российской общественно-педагогической мысли содержание национального образовательного идеала получает с середины XIX века. Политика правительства в отношении государственной образовательной системы, не смотря на значительные демократичес ...