Внимание как ведущее условие организации познавательной деятельности младшего школьника

Педагогические практики » Влияние лингвистических игр на активизацию внимания и развития интереса к русскому языку у младших школьников » Внимание как ведущее условие организации познавательной деятельности младшего школьника

Страница 1

В ходе исследования потребовалось определить содержание таких понятий как «внимание», «свойства внимания», «познавательная активность», «познавательная деятельность».

Несмотря на значимость внимания, психологи до сих пор не определились с трактовкой понятия «внимание».

Так отечественный психолог Р.С. Немов считает, что внимание - это особое свойство психики человека. Оно не может существовать автономно: внимание связано с работой памяти, мышлением, восприятием, движением. «Поскольку внимание всегда сопряжено с какой-либо деятельностью, говоря о внимании, подразумевают избирательную направленность человеческого сознания на совершение определенной работы» [36, с.127].

Близко к этому определение С.Л. Рубинштейна. По его мнению, внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [31, с.524].

Л.Д.Столяренко дает следующее определение внимания: «Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности»[52, с.74].

Как нам кажется, ближе всех к пониманию процесса внимания подошел Н.Ф. Добрынин. Он подчеркивал, что «внимание есть особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Этот выбор сопровождается сосредоточением внимания, делающим ясной и отчетливой избранную деятельность». [11, с. 125]

В одной из последних работ Н.Ф. Добрынин пишет: «Сплошь и рядом внимание определяют как направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь объекте. Мы считаем более правильным, определять внимание как направленность и сосредоточенность сознания на деятельность с объектами». [11, с. 130]

Причинное объяснение процессов внимания и различий их деятельностных проявлений Н.Ф. Добрынин искал в аффективно – волевой сфере психики, используя понятия интереса, волевого усилия и потребности. Он выстраивает феноменологию внимания, по линии классификации его видов, различающихся количественно по степени активности личности и качественно – по характеру этой активности. Степень активности определяется развитием потребностной сферы, которое происходит в конкретных исторических условиях, благодаря специально организованному обучению и воспитанию. В результате исследований Добрынину удалось отчетливо выделить как проявление высшей степени активности личности особый, названный послепроизвольным, вид внимания.

В настоящее время принято выделение трех типов внимания: произвольное внимание, непроизвольное и послепроизвольное.

Непроизвольным называют такое внимание, которое возникает пассивно, само собой под воздействием сильного неожиданного раздражителя. Возникновение непроизвольного внимания может быть также связано с контрастностью раздражителя или его значимостью для человека.

Произвольное внимание - это «активное, волевое, регулируемое сознанием человека сосредоточение на объекте» [28, с. 251]. Быстро утомляет, требует постоянных волевых усилий для поддержания.

Послепроизвольное внимание обусловлено вхождением в практическую деятельность и возникающим при этом интересом. Для послепроизвольного внимания характерно сохранение в течение длительного времени целенаправленности. Человек при этом не устает, не ощущает никакой напряженности.

Рассмотрим, насколько все эти типы внимания развиты у младшего школьника.

Как известно из теоретических источников и изучения практического опыта, у дошкольника преобладает непроизвольное внимание, оно же в первое время обучения преобладает и у младших школьников. В начале обучения, как и в дошкольном возрасте, внимание ученика привлекает лишь внешняя сторона вещей. Внешние впечатления захватывают учащихся. Однако это мешает им проникнуть в суть вещей (событий, явлений), затрудняет и контроль над своей деятельностью.

Характер внимания зависит от направленности и интересов личности школьника. Внимание младшего школьника носит избирательный характер, т.е. направляется на то, что особенно для него значимо. Для учеников младших классов обычно значимо то, на что их внимание обращает учитель. Удерживать внимание на одном объекте бывает непросто.

Внимание учащихся начальных классов в связи с их значительной эмоциональной возбудимостью легко отвлекается и с трудом направляется на то, что им кажется скучным. Поэтому второстепенные детали замечаются ими иногда легче, чем основное. Вместе с тем есть и какие-то неинтересные моменты, которые надо преодолеть, чтобы достичь результата. Так формируется произвольное внимание, которое требует известных усилий воли.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Методики проведения исследования и разработки мультимедийного учебно-методического пособия
Методика: "Что важнее?" Авторами данной методики являются В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева. Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ) Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль пов ...

Современные подходы к проблеме заикания
На сегодняшний день, все разнообразие подходов к проблеме заикания можно свести к трем теоретическим направлениям: 1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координаций). Это было четко сформулировано в трудах Г. Гут ...

Методы проблемного обучения
Существует шесть дидактических способа организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся. Рассмотрим их. Метод монологического изложения. Учитель сообщает факты в опр ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru