Исследование проводилось в 3 классе «а» школы № 55 г.Новокузнецка.
Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить исходный уровень развития внимания и интереса к русскому языку.
Для выявления уровня развития внимания нами использовались следующие методики:
Методика № 1 «Корректурная проба»
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв или рисунков) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок (см. тестовый материал в Приложении 2).
Норма объема внимания для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.
Детям было предложено выполнить буквенный вариант методики. Инструкция: «Нужно вычеркнуть все буквы «А», которые встретятся на страницах книги. Работать надо быстро и внимательно. Время работы - 5 минут».
Результаты методики «Корректурная проба» представлены в Таблице 1 Приложения 2.
На основе полученных результатов нами были выделены:
три уровня объема внимания:
высокий – 800 и более знаков;
средний – 550 – 799 знаков;
низкий – 549 и менее знаков.
три уровня концентрации внимания:
высокий – 4 и менее ошибок;
средний – 5-8 ошибок;
низкий – 8 и более ошибок.
Высокий уровень объема внимания показали 14% (3 чел.) детей класса, средний уровень отмечен у 55% (12 чел.) и низкий – у 32% (7 чел.) школьников (табл.1 Приложения 2).
Высокий уровень концентрации внимания отмечен у 23% (5 чел.) школьников, средний – у 50% (11 чел.) и низкий уровень обнаружили 27% (6 чел.) детей.
Методика №2 на определение концентрации и распределения внимания.
Мы начертили квадрат 10x10 клеток. В эти 100 клеток поместили в произвольном порядке по 16-17 разных изображений: круг, куб, прямоугольник, треугольник, звездочка, цилиндр (см. Тестовый материал методики Приложение 2).
При определении концентрации внимания ребенок предлагалось ставить на заданной фигуре крестик. А при определении переключаемости внимания в одну фигуру ставить крестик, а в другую - черточку.
Инструкция: 1. «Здесь нарисованы разные фигуры. Сейчас ты будешь ставить на звездочках крестик, а на остальных ничего ставить не будешь».
При определении переключаемости внимания в инструкцию включалось задание ставить на круге крестик, а треугольник - подчеркнуть. В остальные ничего не ставить. Правильность, полноту выполнения задания оценивалась по 10-балльной системе, снижаясь по 0,5 балла за каждую ошибку или пропуск фигуры. На выполнение задания давалось 15 сек. Обращалось внимание на то, насколько быстро и уверенно выполняется задание.
Результаты исследования размещены в Таблице 2 Приложения 2.
На основе полученных результатов нами были выделены следующие три уровня концентрации и переключаемости внимания:
высокий – 9-10 баллов;
средний – 7- 8 баллов;
низкий – ниже 7 баллов.
Высокий уровень концентрации внимания показали 27% (6 чел.) детей и столько же детей обладают низким уровнем концентрации внимания. У 45% (10 чел.) был отмечен средний уровень концентрации внимания.
Высокий уровень переключаемости внимания показали чуть меньший процент детей, а именно 23% (5 чел.). Средним уровнем переключаемости внимания обладают 50% (11 чел.) школьников, низким – 27% (4 чел.).
Дети с высоким уровнем концентрации и переключаемости внимания и не отвлекались во время выполнения задания, быстро и четко выполняли инструкцию. Задание не вызвало у них затруднений.
Остальные дети допускали ошибки в выполнении задания, отвлекались, смотрели по сторонам. Двое детей обратились с просьбой повторить задание уже во время его выполнения. Все это говорит о недостаточном уровне развития концентрации и переключаемости внимания.
Для выявления интереса к русскому языку нами использовались такой метод как наблюдение. На этапе констатирующего эксперимента наблюдения проводились на уроках русского языка, чтения и математики в течение двух недель.
Новости образования:
Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Например. Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительског ...
Логопедическая ритмика в системе педагогической работы по устранению у
детей речевых нарушений
Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, послови ...
Особенности подросткового возраста
Поиск условий, средств, форм воспитания толерантного сознания и организации толерантных отношений не может осуществляться без учета особенностей самого воспитываемого субъекта. Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же вре ...