Гигиенические правила письма и их нарушение

Страница 1

Возникающие трудности при овладении техникой письма имеют разные причины: и физиологические, и медицинские, и педагогические.

Письмо для поступающих в школу детей - очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. Уже давно известно, что при поступлении в школу резко меняется образ жизнедеятельности ребёнка, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым для него учебным нагрузкам.

У 6-7 летних детей слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому часто мы слышим: "Болит рука, рука устала", а значит, и трудно будет первое время при письме. Этот процесс очень сложный ещё и потому, что несовершенна нервная регуляция движений. Дети этого возраста не обладают необходимой выносливостью к статическим нагрузкам.

Процесс письма не может быть осуществлён без участия зрительных и двигательных анализаторов, без определённого уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Основываясь на зрительном контроле, ребёнок не способен ещё определить долю мышечных усилий при выполнении задания. Даже видя свою ошибку, он не в состоянии её исправить, несмотря на рекомендации учителя.

Длительные наблюдения приводят к убеждению, как важно в первоначальный период уделять большое внимание гигиеническим правилам письма. Это необходимо не только для становления почерка, но и для сохранения здоровья обучающегося. Однако учителя если и обращают на это внимание, то не доводят начатое до конца. Нарушение правил посадки при письме может причинить серьёзный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника. Учитывая значимость этого вопроса, учитель должен хорошо знать основные виды нарушений правильного положения при письме и всемерно предупреждать их, усвоив, что правильная посадка - это тоже навык, формирующийся довольно-таки длительное время. На всём протяжении обучения в начальной школе учитель обязан формировать навык правильной посадки при письме. [19]

Одним из наиболее часто встречающихся видов нарушения посадки при письме является такое положение, когда обучающийся, сгибаясь под столом, сутулится, резко выгибая спину. При таком положении сдавливаются грудная клетка и брюшная область, затрудняются дыхание и кровообращение. Если такое положение станет для обучающегося привычным, то может произойти искривление позвоночника и сутулость. Некоторые школьники чрезмерно наклоняют корпус вперед или откидывают его назад. Вследствие этого центр тяжести корпуса, вместо того чтобы находиться над основанием тазовой области, смещается вперёд или назад, и мышцы туловища оказываются чрезмерно напряженными. Это вызывает и быстрое утомление во время письма, и напрасную трату времени.

Следующий вид нарушения правильного положения корпуса и головы во время письма заключается в том, что часть обучающихся сгибают их набок или поворачивают их вправо или влево. Если такое сгибание войдёт в привычку, то оно может вызвать искривление позвоночника. Для предупреждения этого нарушения рекомендуется держать обе руки на столе в симметричном положении на одинаковом расстоянии от корпуса. Тетрадь должна лежать таким образом, чтобы иметь возможность смотреть прямо перед собой.

Неправильное положение корпуса и головы содействует развитию близорукости. Следует помнить, что для нормальной работы зрения оба глаза должны находиться на одинаковом расстоянии от объекта, на который они направлены. Поэтому тетрадь должна лежать прямо против пишущего. Левая половина строки будет находиться несколько влево от середины, а правая - направо. При письме на первой половине строки голова поворачивается несколько влево, а при письме на второй половине - несколько вправо. Если корпус и голова пишущего повёрнуты боком к тетради и если при правильном положении корпуса и головы тетрадь находится справа или слева от середины груди пишущего - это требование нарушается. В этом случае каждый глаз должен приспосабливаться к рассматриванию того, что воспроизводится, по-разному, а различие в приспособлении, или аккомодации, глаз может вызвать мышечное напряжение, вредное для зрения.

Для достижения нужного результата необходимо соответствие определённым требованиям школьного материала: тетрадь должна иметь качественную бумагу, определённую разлиновку, поверхность бумаги должна быть гладкой, чтобы стержень легко скользил по ней. Важна и форма стержня. Он должен быть с удлинённым наконечником и оставлять тонкий след, чтобы обучающемуся было легче выписывать мелкие элементы букв. Ручка не должна быть толстой. В нижней её части лучше иметь поперечную насечку или же "мягкую" основу, что создаст удобство руке при письме и снимет напряжение. Верхний конец ручки должен указывать в правое плечо, сомкнутые пальцы вокруг ручки не должны опускаться ниже двух сантиметров от кончика стержня.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Понятие о педагогических ценностях
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и ...

Влияние задач на построение на развитие логического мышления
В программе по математике для средней общеобразовательной школы, разработанной в соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, подчеркивается, что развитие логического мышления учащихся является одной из основных целей курса геометрии. При изучении гео ...

Структура проблемного урока
Структура урока изучения нового материала. первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся. указание на то, что учащиеся должны запомнить. мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти. сообщение либо актуализация техник ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru