Графические ошибки. Технические моменты в первоначальном обучении письму

Педагогические практики » Использование современных подходов к формированию графических навыков младших школьников » Графические ошибки. Технические моменты в первоначальном обучении письму

Страница 2

2) Несоблюдение параллельности элементов в букве и букв в словах. В момент написания линии все мысли и внимание ученика сосредоточены на кончике ручки, именно на том месте, где стержень соприкасается с бумагой. Так происходит с каждой последующей линией, при написании которой исключается работа бокового зрения. Параллельность же линий будет получаться лишь в том случае, если в работу будет включено боковое зрение, т.е. если при написании каждой последующей линии внимание ребёнка будет перенесено на предыдущую, уже написанную.

Второй момент. Написание так называемой палочки с закруглением внизу - крючка - и соединение таких элементов, прежде всего в букве и. Здесь нельзя упустить объяснение и понимание осознания учениками того обстоятельства, что при соединении этих элементов должен получаться просвет между соседними элементами и нижней линией строки.

В практике учителя не придают должного значения этому просвету и не фиксируют на нём внимание детей. Тем не менее, на данном этапе могут быть порождены также две значительные ошибки, которые позднее сильно скажутся на почерке.

Третий момент. Практика даёт возможность вскрыть и ещё один недочёт в обучении письму. Нередко учителя не обращают должного внимания на необходимость безотрывного письма. В результате очень многие школьники пользуются приёмом отрывного письма, приписывают каждую последующую букву, а порой и элементы в букве. Это оказывает большой вред на формирование не только скорости письма, но и каллиграфического письма.

Четвёртый момент. Многолетние наблюдения привели к выводу, что ученикам очень трудно написать овал - важнейший элемент, входящий в состав букв а, б, в, д, о, с, ф, ъ, ы, ь, э, ю. В практике он нередко сводится к написанию неправильного круга. В результате в буквах а, д, ф, постоянно встречаются искажения последующего после овала элемента. Причины ошибок опять же кроются в невладении учителем точной характеристикой написания элементов букв и их расположения по отношению друг к другу.

"Учителям необходимо уяснить, что навыками человека в психологии называются такие целенаправленные действия, которые могут выполняться точно и быстро только после многократных повторений или упражнений в выполнении этих действий. Чем сложнее навык, тем большее количество упражнений требуется для его приобретения. Весьма сложным является и навык письма, для усвоения которого требуется целый ряд лет обучения".

Несмотря на эти чёткие указания, на практике учителя не относятся к формированию навыков как к длительному процессу, требующему и времени, и сил учащихся и самого учителя.

Пятый момент. После ознакомления с правильной формой букв учитель не в достаточной степени ставит перед собой задачу образования у детей умение сохранять её во всех случаях письма.

При анализе тетрадей можно обнаружить следующие недостатки:

1) Работа по чистописанию ведётся учителем бессистемно.

2) Образцы учителя или не соответствуют нормам выполнения, или вовсе отсутствуют.

В то же время известно, что образцы очень нужны, дети склонны к подражанию. Хорошие образцы облегчают усвоение правильной формы письма, плохие - затрудняют.

Очень важен систематический, проводимый учителем совместно с учеником анализ недостатков его письма и выявление им самим отступлений в форме, пропорциях, размере, наклоне, в соединениях и расстановке элементов и пр.

Учителя при первичном ознакомлении с написанием того или иного элемента, буквы более всего пользуются задаванием ритма - пишут под диктовку "1-и, 2-и", что указывается методическими пособиями, и также дают словесные инструкции. Однако это описание делается бессистемно, без точного и единообразного называния одного и того же элемента, встречающегося в различных буквах, в разных сочетаниях, без словесной характеристики тонкостей письма. Это сбивает учащихся и сказывается на неточности формирования навыков.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Практический опыт организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста
Педагогическая и воспитательная работа в ДОУ № 63 пгт. Чернышевск Забайкальского края ведется согласно основной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой. Экологическое воспитание дошкольников среднего возраста в ДОУ ведется в следующих педагогических ...

Сущность метода воспитывающих ситуаций
Одним из методов воспитания, согласно классификации Г.И. Щукиной и Ю.К. Бабанского, является воспитывающая ситуация, которая создается с целью формирования у воспитанников определенных навыков, опыта правильного поведения. В чем заключается суть данного метода? Воспитывающая ситуация – это такая пр ...

Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения отношения к своей профессии
Теоретическое представление о воспитании - это в первую очередь качественная характеристика профессионального мышления, позволяющая «видеть» процесс в сиюминутном событии, а воспитательный результат - в реакции ребенка. Влияние теоретических взглядов имеет свое выражение, форму своего выявления. Он ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru