Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния пассивного атрибутивного словаря
Диаграмма 2
При обследовании словаря прилагательных дети ЭГ не показывали такие слова, как «овальный», «прямоугольный», «тонкий», «широкий», «короткий», «слабый», «сиреневый», «оранжевый».
В группе детей КГ трудности вызвали лишь такие слова, как «овальный», «сиреневый», «короткий».
Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния пассивного предикативного словаря
Диаграмма 3
Наибольшее число ошибок встретилось при исследовании словаря глаголов. Дети ЭГ именно в этих словах не показывали больше всего слов и давали ошибочные показы в картинках «лежит», «идет», «едет», «рубит», «моет», «спит», «помогает», «пилит».
Многие дети ЭГ затруднялись в выборе картинок по теме «Что чем делают?». Дети не знают глаголов, связанных с применением инструментов. У детей КГ с выполнением этого задания почти не возникало трудностей.
В итоге, многие слова для детей ЭГ незнакомы или их значение часто является для них непонятным, это подтверждает предположение о том, что даже пассивный словарь у детей с ОНР имеет нарушения.
По данным исследования можно сделать выводы о том, что состояние пассивного словаря у детей с ОНР намного ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Результаты исследования показывают, что пассивный словарь детей с ОНР обеспечивает понимание речи обиходно – бытовой тематики.
При обследовании активного словаря (задание II) у детей с ОНР было выявлено, что он более ограничен, чем пассивный словарь. Активный словарь детей ЭГ более бедный, чем у детей КГ даже на уровне бытовой тематики. Дети ЭГ называют знакомые слова, но запас их мал.
Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния активного номинативного словаря
Диаграмма 4
Данные наглядно отображают результаты балльной оценки детей при исследовании активного номинативного словаря. Исходя из данных, можно сказать, что дети справились с этим заданием хуже, чем с заданием на исследование пассивного номинативного словаря. Пяти баллов не набрал ни один ребенок из ЭГ, в отличие от детей КГ, в которой пять баллов получила почти половина группы (45% детей) (диаграмма 4). Наиболее трудными темами активного словаря существительных для детей ЭГ явились: «Рыбы», «Деревья», «Ягоды», «Дикий птицы», «Домашние птицы», «Цветы», «Транспорт», «Время суток», «Головные уборы», «Инструменты».
В ответе испытуемых ЭГ по данным лексическим темам отмечались частые замены одного слова на другое: например, дети называли вместо «сосны» - «елку»; вместо «малины» - «клубника»; вместо «индюка» - «гусь»; вместо «снегиря» - «воробей», «синица»; вместо «сороки» - «ворона», «дятел»; вместо «тюльпана» - «мак», «роза»; вместо «колокольчика» - «ландыш», вместо «троллейбуса» - «трамвай», «поезд», «автобус»; вместо «вечера» - «утро», «ночь»; вместо «шляпы» - «шапка», вместо «топора» - «молоток», вместо «ботинки» - «сапоги».
У исследуемых детей КГ отмечались ошибки в названии таких картинок, как «ботинки», «свёкла», «троллейбус», что связанно с недостаточным различением сходных объектов («свёкла» - редька, репа и т.д.).
Наиболее легкие темы словаря существительных: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Домашние животные».
Новости образования:
Нетрадиционные уроки. Урок-зачет
Тема нашего урока-зачета очень важная в курсе русского языка 6-го класса, так как в неё входят важнейшие орфограммы, связанные с навыками грамотного письма. Много раз отрабатываются эти навыки на уроках в системе тренировочных упражнений. И вот теперь, когда тема закончена, надо дать учащимся возмо ...
Оценка степени сформированности мотивации к изучению химии у учащихся
предпрофильных классов
Любую деятельность, включая учебно-познавательную, можно стимулировать, основываясь на потребностях человека. Нами было проведено исследование уровня сформированности мотивации к изучению химии, заключающееся в анкетировании учащихся (см. Приложение 2). Разработанная анкета состоит из двух блоков « ...
Формы, методы и приемы работы по формированию «дизайнерского мышления» и изобразительных
способностей
С целью коррекционной работы мы можем провести дидактические игры, которые помогают создать особую эмоциональную атмосферу, вызвать интерес детей к дизайнерской деятельности. Дидактические игры творческой направленности могут быть включены во все виды занятий, а могут проводиться и вне занятия во в ...