Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 5

При исследовании словаря синонимов (задание III) в обеих группах было отмечено большое количество ошибочных ответов. Дети ЭГ допустили ошибки в преобладающем количестве слов в отличие от детей КГ, которые выполнили это задание более успешно. Причиной этого может быть не только усталость, истощаемость детей, их эмоционально – волевая неустойчивость, но и ограниченность, бедность словарного запаса, трудности его актуализации.

Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния словаря синонимов

Диаграмма 7

Результаты исследования словаря синонимов у детей ЭГ показали следующее: 5 % детей получили 5 баллов, 25 %-4 балла, 35 % детей набрали по 3 балла, 25% детей – по 2 балла и 10% детей набрали всего по 1 баллу, в отличие от результатов детей КГ, 7 человек из которых набрало по 5 баллов, 6 человек – по 4 балла и 3 человека – 2 балла (диаграмма 7). Трудности вызвал подбор синонимов к словам: «сообразительный», «печалиться», «смелый», «плясать». Дети ЭГ часто подбирали синоним - слово той же части речи, близкое по смыслу: «доктор» - Айболит, хирург, «печалиться» - плакать. Встречались ошибки, связанные с объяснением значения слова, характерные больше для группы КГ: «глядеть – это по сторонам поворачивать голову», «плясать – это когда быстро-быстро». В ряде случаев дети ЭГ называли вместо синонимов формы исходного слова или родственные слова: «радостно» - рад, «плясать» - пляшет и т.д.

Выполняя задание на исследование словаря антонимов (задание IV), дети с нормальным речевым развитием выполнили его хорошо, их ошибки были единичными и носили нестойкий характер, в отличие от детей с ОНР, которые затруднялись в подборе правильных антонимов.

При исследовании словаря антонимов у детей ЭГ выявлены следующие результаты: у 5 % детей набрано по 5 баллов, у 36 % детей – по 4 балла, у 20% детей – по 3 балла 39% детей получили по 2 балла Дети КГ набрали: 50 % детей – по 5 баллов, 40% – по 4 балла и 10 % – 3 балла (диаграмма 8).

Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния словаря антонимов

Диаграмма 8

Дети с нормальным речевым развитием отвечали быстро, без особых затруднений, иногда давали больше одного варианта ответа. В отличие от них, дети с ОНР часто испытывали затруднения при ответе, прибегали к помощи экспериментатора в виде наводящих вопросов, подсказок.

Самые распространенные ошибки у детей ЭГ были связаны с воспроизведением слов – стимулов с частицей НЕ: «бежать» - не бежать, «грустный» - не грустный, «узкий» - не узкий, «громко» - не громко , «горе» - не горе и т.д. Частой ошибкой (в 6 случаях) было называние слов, близких по смыслу предполагаемому антониму: «хороший» - злой, «грустный» - смеющийся и т.д.

В 3х случаях дети с ОНР подбирали вместо антонима синоним к исходному слову: «грустный» - печальный, «горе» - беда, «большой» - огромный. В 2х случаях дошкольники ЭГ называли слова, близкие по ситуации к исходному слову: «бежать» - идти, «узкий» - короткий.

Таким образом, дошкольники КГ справились с этим заданием намного успешнее, чем дошкольники ЭГ, которые столкнулись с большим количеством трудностей при ответе.

В целом можно отметить, что с заданием на подбор антонимов дети ЭГ и КГ справились намного успешнее, чем с заданием на синонимы.

Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния словаря обобщающих слов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новости образования:

Источники формирования самооценки в младшем школьном возрасте
самооценка младший школьный ценностный Самооценка является важным компонентом развития самосознания личности, то есть осознания человеком собственных умственных способностей, физических сил, поведения и мотивов, своего отношения к окружающим и к самому себе. Проблема развития самооценки у школьнико ...

Мягкие материалы в творчестве школьников
Существует несколько видов мягких материалов, названия которых перечислены ниже: Ретушь (франц. retouche - подправление, подчистка от лат. retare - очищать) - подрисовка, подчистка, уточнение изображения; отсюда название специального угольного карандаша, способного создавать тонкие переходы и матов ...

Цели и задачи обучения иностранному языку
Под целями обучения понимаются планируемые результаты изучения иностранного языка школьником. Можно смело сказать, что именно цели обучения являются самой важной методической категорией. Отвечая на вопрос "Зачем учить?", они определяют весь последующий выбор. Все перекосы в обучении начин ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru