Больяи (Бояи, а также Бойаи) Янош (15.12.1802-27.1.1860)- венгерский математик и военный инженер. Родился в Коложваре (ныне Клуж-Напека, Румыния), Его отец Фаркаш (Вольфганг) Больяи - профессор математики и поэт (9.2.1775-21.11.1856), друг К. Ф. Гаусса.
Фаркаш Больяи строго доказал, что равновеликие многоугольники равно составлены: пытался доказать V постулат Евклида, исходя из предположения, что вокруг любого треугольника можно описать окружность. В 13 лет Больяи владел дифференциальным и интегральным исчислениями. Еще студентом Военно-инженерной академии Больяи вместе со своим другом Сасом начал искать доказательство постулата о параллельных линиях. Сохранившиеся чертежи свидетельствуют, что Больяи уже тогда был на пути к открытию неевклидовой геометрии. По окончании академии младший лейтенант Больяи командируют в небольшую крепость Темешвар. Здесь около 1825г. он пришел к основным положениям неевклидовой геометрии. Обработав свои исследования, Больяи издал их в 1832г. в виде приложения ("Аппендикс") к 1 т. сочинения отца "Опыт введения учащегося юношества в начала математики-элементарной и высшей". "Аппендикс" был издан на русском языке. Это приложение отличается крайней сжатостью и схематичностью, по продуманности каждого слова и предложения принадлежит к числу наиболее совершенных произведений математической литературы.
Открытие Больяи при его жизни не получило признания. В 1837г. в Лейпциге в качестве темы конкурса было предложено разобрать учение о мнимых величинах. Больяи прислал замечательное произведение, предвосхищающее построения У.Р. Гамильтона, однако жюри дало о нем отрицательный отзыв. Неудачи тяжело отразились на психике Больяи. Он интенсивно продолжал научную работу, но ставил перед собой невыполнимые задачи. Попытка строго логического построения геометрии свободной от каких бы то ни было наглядных представлений, содержит отдельные интересные мысли, но в целом была невыполнимой в то время. Отчаяние Больяи особенно возросло, когда он ознакомился с сочинением Н.И. Лобачевского "Геометрические исследования по теории параллельных линий" (1840г.). К. Гаусс в своих письмах отзывался с величайшей похвалой о работах Больяи и Н.И. Лобачевского, однако не дал о них публичного отзыва.
Новости образования:
Теоретические аспекты развития памяти младших школьников
Память человека можно определить как психофизические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее ра ...
Взаимосвязь музыки, слова и движения, как основа музыкального развития
детей
Понимание, логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Логоритмика - это система движений в сочетании с музыкой и словом. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. С п ...
Различые взгляды ученых на проблему заикания
В свое время Гиппократ отмечал, что заикание это болезнь, связанная с накоплением влажности в головном мозге. У Аристотеля был иной подход к проблеме заикания. С его точки зрения, заикание связано с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата. Гален, Цельс и Авиценна предполагали, чт ...