В течение многих лет учителя начальных классов пытались найти способ обучения письму, при котором непростой и довольно скучный процесс написания "палочек и крючков" и последующее конструирование из них букв превратился бы в увлекательную игру, путешествие в неведомое. "Букварь" Н.В. Нечаевой, Прописи Т.М. Андриановой и др. под редакцией Н.В. Нечаевой по системе Л.В. Занкова позволяют сделать уроки обучения грамоте разнообразными. Но идею создания цикла таких занятий подсказала сказка о первобытной девочке Таффи, описанная в книге Г.Г. Гранник и др. "Секреты орфографии" (сказка Р. Киплинга "Как было написано первое письмо"), фрагмент которой помещён в "Букваре". С него и начинается совместное с первоклассниками путешествие длиной в букварный период.
Хочется отметить, что приобретённые знания используются не строго по годам обучения, а тогда, когда их применение может дать наибольший эффект. Например, материалы из сказки Д. Ангелова "Когда человека не было" очень пригодились при рассмотрении истории возникновения устной речи человека. Картинки на страницах "Букваря" пробуждают воображение ребят, можно оживлять их с помощью конкретных фрагментов сказки, придавая целостный характер фантазиям, делая учебный материал частью повествования о чунге - первобытном человеке. Так, естественно возникает в повествованиях и Таффи - первобытная сверстница первоклассников. Она становится героиней многих последующих уроков.
Вот, например, как звучит фрагмент истории о Таффи, где ребята учатся писать элементы букв ""
(История о копье, сломанном папой во время охоты, о письме, которое послала Таффи с Незнакомцем к своей маме, из "Секретов орфографии" ребятам уже знакома. Её они прочли при обосновании необходимости письменной речи, мотивируя ребят к началу обучения письму). Итак, продолжение истории:
"После того как соплеменники Таффи отпустили ни в чём не повинного Незнакомца, охота продолжалась. Копье, которое сломал папа, "" заменили на новое, он издал боевой клич, подняв копьё вверх (элемент ""). Таффи очень хотелось участвовать в охоте вместе со взрослыми, но её оставили дома, поручив вначале научиться обращаться с маленьким копьём (элемент "", копьё для Таффи)".
Прослушав историю, первоклассники заполняют страницу прописи элементами "" по образцу, а учитель диктует, что писать. Так: "Два копья для Таффи, два ваших пальчика на строке, два копья для Таффи" и т.д. Ребятишки стараются, соблюдают наклон, непрерывность линии - ведь на охоту с кривым копьём Таффи никогда не возьмут! Затем они уже сами, без напоминаний, шепчут, диктуя себе следующую строку: "Копье для Таффи, копье для папы, опущенное вниз, копье для папы, поднятое вверх". Страничка постепенно заполняется ожившими, старательно выполненными элементами букв. Работают руки, звучит речь, помогает воображение. Урок закончится, а сказка придёт к детям завтра.
Предоставив коллегам, возможность использовать собственное творчество для сочинения других историй о Таффи, даются названия остальных элементов букв.
Новости образования:
Механизм творческого воображения
Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. В самом начале этого процесса стоят всегда восприятие внешнее и внутреннее, составляющие основу опыта дошкольника. Что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накаплива ...
Нестандартные уроки
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уро ...
Решение промежуточных задач по самоконтролю
Под деятельностью понимается совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию. Обязательной предпосылкой всякой деятельности является наличие потребности. Именно потребности направляют и регулируют конкретную деятельность. Одна из основных задач физиче ...