Организация экспериментальной работы

Страница 1

Согласно цели нашего исследования и поставленным задачам в настоящей главе необходимо экспериментально проверить педагогические условия моделирования духовно-творческой среды воспитания личности дошкольников.

Чтобы исследовать, насколько у детей-дошкольников сформирована готовность к формированию духовно-творческой сферы личности, можно использовать следующие методы.

1. Методика "день рождения"

Одна из новых методик, которую могут использовать и психологи, и родители, - методика "День рождения" М. Панфиловой.

Автор предлагает включать данный тест-игру в качестве вспомогательного средства. Тем не менее, практика показывает, что данная методика достаточно информативна, легка в обработке и интересна для детей.

Начать нужно с беседы о дне рождения, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать "атрибуты" дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но лучше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. Информативными могут быть любые моменты: "стулья" разной величины (претензии на лидерство - крупный "стул", неуверенность - маленький "стул". Если информации будет недостаточно, то. можно повторить игру: предложить нарисовать еще стол - для взрослых (если за предыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим располагалась только взрослые). А может быть стол вообще для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.

Инструкция (вариант с использованием заранее заготовленного рисунка):

Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены, маленькие кружочки - это что? Конечно, стулья! Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой?

Выбор ребенка позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики чаще выбирают звездочку, девочки - снежинку.

Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?

Имена людей, названия игрушек, животных записываются около кружка, а номер выбора - внутри.

После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос:

Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики?

Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.

Когда "именинник" заполнит все десять "стульчиков", его спрашивают, не нужно ли добавить их?

Если ты хочешь еще кого-то пригласить, то мы можем дорисовать "стульчики".

Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать "стульчики", иногда даже заполняют ими второй ряд.

2. Методика изучения социальных эмоций (авторы ГЛ. Урунтаева, Ю.Л. Афонькина)

Подготовка исследования: выучить наизусть вопросы и ситуации.

Проведение исследования: сначала за детьми 3-7 лет наблюдают в разных видах деятельности. Затем проводят индивидуально 2 серии.

Первая серия: экспериментатор задает ребенку вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли обижать животных? Почему?

3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Педагогическое обеспечение духовно-творческого становления личности дошкольников
От природы в человеке заложены огромные потенциальные возможности. Можно предположить, что они указывают на возможность восхождения человека к духовным состояниям, которые лежат в основе творчества и духовности, ибо нельзя представить творческий продукт, который не был бы одухотворен, пропитан чело ...

Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №1 города г. Пенза в период с сентября по март 2013 года, целью которого являлось выявление системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, его оценивают одноклассники и сравнение этих двух оценок, а также выявление уровня сформированнос ...

Классификация общего недоразвития речи
Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи. Первый подход – психолого-педагогический, предложенный Р. Е. Левиной (1968). Р.Е. Левина[25] вместе с сотрудниками разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru