Приведем примеры таких задач.
8) На горке каталось □ детей. Когда к ним подошло * мальчиков и несколько девочек, то стало О детей. Сколько девочек подошло?
При использовании таких задач видно, на что опирается ребенок при решении задачи: на числовые данные или на смысл задачи. Решение этой задачи может быть записано следующим образом:
Подошло (О - □ - *) девочек.
III. По наличию лишних или недостающих данных.
Для того чтобы научить ученика устанавливать взаимосвязь между искомым и данными, очень полезно предлагать задачи с лишними и недостающими данными, а также задачи, не имеющие по разным причинам решения.
Приведем примеры таких задач.
9) На первой полке лежало 30 книг, на второй - 40, а на третьей на 5 книг больше, чем на второй. Сколько книг лежало на третьей полке?
Эта задача с лишними данными. Для ее решения нет необходимости знать количество книг, лежащих на первой полке. Для того чтобы правильно ее решить, ученик должен установить, какие величины связаны между собой, а какие нет. Наблюдения показывают, что те дети, которые невнимательно читают задачу, ориентируются только на числовые данные, решают ее неправильно, дают ответ: 25 книг. Они не видят, какие величины сравниваются, не видят необходимое числовое данное - 40 книг на второй полке.
10) Сколько груш росло в саду, если их было на 35 деревьев больше, чем яблонь?
Эта задача с недостающими данными. Анализируя текст, ученик должен сказать, что она не имеет решения, так как в ней не хватает данных. Будет очень хорошо, если он сможет указать недостающее данное, например количество яблонь.
11) Маша в саду собирала ягоды. Она набрала 2 кг смородины и 5 стаканов малины. Сколько ягод собрала Маша?
Данную задачу решить нельзя, так как масса ягод измерена разными мерками, над указанными числами в таком случае производить арифметические действия нельзя.
Такого вида задачи приучают не только внимательно читать текст задачи, но выявлять уровень знаний о величинах.
12) В автобусе ехало 37 человек. Сколько человек осталось в автобусе после того, как на остановке вышло 40 человек?
Данную задачу также решить нельзя, так как предложенные числовые данные не соответствуют смыслу задачи. [23, с. 51]
Примеры текстов задач, которые мы привели, помогут убедить ученика в необходимости анализа текста задачи.
Не успев прочитать задачу, ученики начинают выполнять какие-то арифметические действия с данными числами. Это становится причиной ошибок. Поэтому необходимо научить ученика не торопиться с выбором арифметического действия. Он должен понять, насколько важно внимательно читать текст задачи и может быть не один раз. Для формирования этого умения необходимы специальные задания. Одним из важнейших таких заданий является работа по преобразованию задачи.
Новости образования:
Современные подходы социально-педагогической работы с трудными подростками
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Будущий социальный педагог оказывается перед проблемой; как, каким путем помочь подростку стать личностью, каким образом предупредить о ...
Организация и структура экспериментального изучения произвольной памяти
младших школьников с нарушениями интеллекта
Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями непосредственно на уроках в СКОУ VIII вида. Цели данного исследования: выявл ...
Развитие понятия: «Школьный
музей в 20 веке»
В 1919 г. на Первой всероссийской конференции по делам музеев народный комиссар просвещения А. В Луначарский подчеркнул, что музеи «должны быть опорой науки» и вместе с тем — «опорными пунктами в великом деле народного образования». С этого времени осуществление образовательно-воспитательных задач ...