Целью данного этапа эксперимента являлось:
Выявление эффективности использования дидактической игры в процессе развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Формирование на основе полученных данных системы дидактических игр по математике, направленных на развитие произвольной памяти.
Повторное исследование, проведённое нами после серии дидактических игр используемых на уроке математики с младшими школьниками с нарушениями интеллекта, дали следующие результаты:
Диаграмма 1. – Полученные результаты
Полученные результаты показали, что за время экспериментальной работы показатели двух контрольных групп не изменились, а в экспериментальной группе был выявлен рост показателей. Динамика выглядит следующим образом:
Диаграмма 2. - Динамика развития различных видов памяти
Таблица 1 – Виды памяти
Непроизвольное пассивное запоминание |
Непроизвольное активное запоминание |
Произвольное запоминание | |
Экспериментальная группа до проведения серии игр |
15,5 |
13,4 |
10,8 |
Экспериментальная группа после проведения серии игр |
16 |
15,1 |
12,7 |
Средний прирост по каждому виду памяти |
0,5 |
1,7 |
1,9 |
Как видно из полученных данных в процессе экспериментальной работы активнее всего у испытуемых развилась произвольная форма памяти - показатели в этой категории выросли на 1,9 балла. Непроизвольное активное запоминание – увеличилось на 1,7 балла, а непроизвольное пассивное запоминание – 0,5.
Полученные результаты, на наш взгляд говорят о том, что нам удалось правильно подобрать систему дидактических игр, сфокусировав коррекционные возможности игры именно на развитие произвольной памяти.
Эксперимент подтвердил нашу гипотезу о том, что развитие произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями будет проходит эффективнее если психолого-педагогическая работа, направленная на развитие произвольной памяти у лиц с нарушениями интеллекта, имеет комплексный характер, базирующийся на особенностях их памяти и в случае, если дидактическая игра будет включена, составной частью, во все этапы процесса школьного обучения младших школьников с нарушениями интеллекта.
В подтверждение вышесказанного приводим результаты контрольной работы по изученной теме в обеих группах, проведённой через 5 дней после прохождения эксперимента:
Таблица 2 - Результаты экспериментальной группы
№ |
Имена Детей (возраст 9-10 лет) |
Оценка за контрольную работу по теме «Нумерации чисел первого десятка» |
1 |
Аня |
4 |
2 |
Дима |
4 |
3 |
Илья |
5 |
4 |
Инна |
5 |
5 |
Лева |
5 |
6 |
Матвей |
5 |
7 |
Маша |
4 |
8 |
Наташа |
4 |
9 |
Полина |
3 |
Средний результат по группе |
4,3 |
Новости образования:
Методика проведения занятия по теме «Узлы и зацепления»
Тема: Узлы и зацепления. Тип урока: Урок введения нового материала; урок-практикум. Цели урока: Обучающая: Обеспечить формирование на наглядном уровне целостной системы ведущих знаний о предмете топология. Ознакомить с понятием узлов и зацеплений на наглядном уровне для дальнейшего изучения данного ...
Эмпирические методы
Анкетирование относится к опросным методам, которые проникли в педагогику из социологии и называются еще социологическими. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами [22]. Анкетирование – также один из наиболее распространенных ...
Выявление уровня сформированности экологических знаний у старших
дошкольников
Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы, он должен обладать элемента ...