4) Отношение к представителям других национальностей - нетерпимое и высокомерное.
5) Практические поступки - оскорбления в адрес представителей других национальностей, их избиение и демонстративное пренебрежение их интересами.
Для низкого уровня сформированности культуры межнационального общения специфика показателей заключается в следующем:
1) Национальное самосознание - отсутствие или минимум знаний о национальной культуре, истории своего народа, неуважение его традиций, обычаев; возможно отсутствие идентификации по национальному признаку.
2) Ориентация на общечеловеческие ценности - избирательность в принятии и следовании социокультурным нормам и эстетическим требованиям общества.
3) Интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов -отсутствие интереса к истории и культуре других народов.
4) Отношение к представителям других национальностей - неуважение людей других национальностей, настороженное отношение к ним или полное безразличие.
5) Практические поступки - игнорирование представителей иного народа или действие по формуле: «этих люблю, а тех не люблю».
Показатели культуры межнационального общения на среднем уровне сформированности культуры межнационального общения имеют следующее содержание:
1) Национальное самосознание - самоидентификация по национальному признаку, положительное отношение к национальной истории и культуре.
2) Ориентация на общечеловеческие ценности - знание общечеловеческих ценностей, стремление действовать в соответствии с ними.
3) Интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов -избирательный интерес в овладении знаниями об истории, культуре, науке других народов.
4) Отношение к представителям других национальностей - понимание и принятие другой культуры; мирные, дружеские отношения с людьми разных национальностей, но все же к некоторым народам есть предубеждения, нежелание вступать с ними во взаимодействие
5) Практические поступки — индифферентное поведение и интегрирование культурных традиций при общении с людьми других национальностей.
Высокий уровень сформированности культуры межнационального общения определен в исследовании как национальная толерантность.
На уровне национальной толерантности показатели культуры межнационального общения следующие:
4) Национальное самосознание - прогрессивное, т.е. осознание своей национальной принадлежности, устойчивые, позитивные взгляды и убеждения, ориентированные на бережное отношение к своей нации.
5) Ориентация на общечеловеческие ценности - усвоение и следование ценностям, принятым в мировом обществе: добро, красота, трудолюбие, честность, патриотизм, гуманизм и т.п. Приятие общечеловеческих ценностей на базе национально-культурного компонента (национального языка, истории, искусства, фольклора, религии и др.)
6) Интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов -устойчивый, т.е. существует потребность в приобретении новых знаний о культуре, истории, науке других народов через самые разнообразные источники: книги, фильмы, выставки и др.
7) Отношение к представителям иного народа и его культуре - понимание и принятие другой культуры; мирное, дружеское отношение к людям других национальностей; желание развивать сними отношения; уважение к людям другой национальности их культуре и истории.
8) Практические поступки - развитие отношений с людьми других национальностей по пути интеграции культур, соблюдение этических и правовых норм поведения в межнациональном общении, умения и навыки взаимодействия с разнонациональной средой.
Особенности всех уровней сформированности культуры межнационального общения представляем в таблице № 3.
Таблица № 3
Уровни сформированности культуры межнационального общения
№ п/п |
Критерии |
Уровни | |||
Негативный |
Низкий |
Средний |
Высокий | ||
1 |
Национальное самосознание |
Абсолютизация своей общности, установка узких рамок религиозно-национальных взглядов |
Отсутствие или минимум знаний о национальной культуре, истории своего народа, неуважение, его традиций, обьиаев; возможно отсутствие идентификации по национальному признаку |
Развитие отношений с людьми других национальностей по пути интеграции культур, соблюдение этических и правовых норм поведения в межнациональном общении, умения и навыки взаимодействия с разнонациональной средой |
Осознание своей национальной принадлежности, устойчивые, позитивные взгляды и убеждения, ориентированные на бережное отношение к своей нации |
2 |
Ориентация на общечеловеческие ценности |
Существует своя система ценностей, в которой собственная нация возводится в ранг «сверхценности» |
Избирательность в принятии и следовании социокультурным нормам и эстетическим требованиям общества |
Знание общечеловеческих ценностей, стремление действовать в соответствии с ними |
Усвоение и следование ценностям, принятым в мировом обществе: добро, красота, трудолюбие, честность, патриотизм, гуманизм и т.п. Приятие общечеловеческих ценностей на безе национально-культурного компонента (национального языка, истории, искусства, фольклора, религии и др.) |
3 |
Интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов |
Отторжение, непринятие культуры других народов |
Отсутствие интереса к истории и культуре других народов |
Избирательный интерес в овладении знаниями об истории, культуре, науке других народов |
Устойчивый, т.е. существует потребность в приобретении новых знаний о культуре, истории, науке других народов через самые разнообразные источники: книги, фильмы, выставки и др. |
4 |
Этношение к чредставите-лям другого народа и его культуре |
Нетерпимое и высокомерное |
Неуважение людей других национальностей, настороженное отношение к ним или полное безразличие |
Понимание и принятие другой культуры; мирные, дружеские отношения с людьми разных национальностей, но все же к некоторым нациям есть предубеждение, нежелание вступать с ними во взаимодействие |
Понимание и принятие другой культуры; мирное дружеское отношение к людям других национальностей, желание развивать с ними отношения, уважение к людям других национальностей, их истории и культуре |
5 |
Практические поступки |
Оскорбления в адрес других национальностей, демонстративное пренебрежение их интересами |
Игнорирование представителей другого народа, действие по формуле: «Этих люблю, а тех не люблю» |
Индифферентное поведение и интегрирование культурных традиций при общении с людьми других национальностей |
Развитие отношений с людьми других национальностей по пути интеграции культур, соблюдение этических и правовых норм поведения в межнациональном общении, умения и навыки взаимодействия с разнонациональной средой |
Новости образования:
Пути преодоления упрямства в условиях дошкольного образовательного учреждения
и семьи
Упрямые дети доставляют массу неприятностей родителям, и те единодушно считают своих детей упрямыми. Но в детском саду далеко не все такие дети осмеливаются столь же настойчиво демонстрировать особенности своего характера, и поэтому воспитателям их упрямство не сразу бросается в глаза, а иногда и в ...
Классификация игр
Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. Современная отечественная педагогика делит игры на игры, придуманные самими детьми (творческие) и игры, придуманные взрослыми ( игры с правилами). Творческие игры: cюжетно-ролевы ...
Ламберт
Идеи Ламберта, развитые им в сочинении «теория параллельных линий» (1766г.), близко примыкают к соображениям Саккери. Он рассматривает четырехугольник с тремя прямыми углами. Относительно четвертого угла так же возникают три гипотезы: этот угол прямой, тупой или острый. Доказав эквивалентность пято ...