Воспитательный процесс, необходимый для формирования качеств детской личности

Педагогические практики » Возрастные особенности развития дошкольника » Воспитательный процесс, необходимый для формирования качеств детской личности

Страница 1

Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка. С первых лет жизни под влиянием взрослых ребенок в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы нашего общества, что приводит не только к накоплению известной суммы знаний и умений, но и развитию способностей, формированию необходимых качеств детской личности. Ориентируясь на цель можно сформировать задачи отражающие стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое.

В процессе формирования целостной личности они тесно взаимосвязаны и оказывают существенное влияние друг на друга. Нравственное воспитание нельзя осуществить без решения задач эстетического, умственного и даже физического воспитания теряют свою значимость для личности, если они искусственно отдельны от задач нравственного воспитания.

Физическое воспитание. В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Физическое здоровье ребенка существенным образом зависит от гигиенических условий развития и воспитания.

Серьезным недостатком дошкольного воспитания является малоподвижность детей: если они много занимаются сидя, мало двигаются и играют на свежем воздухе, то это плохо сказывается не только на физическом, но и на их духовном развитии, снижает тонус их нервной системы, угнетает психическую активность.

У физических ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей.

Задача воспитателя – целенаправленно и последовательно преодолевать недоразвитие детской моторики и движений.

Физическое воспитание есть основа основ дошкольного воспитания. Оно создает хорошее самочувствие, «заряжает» ребенка хорошим настроением и энергией.

Умственное воспитание призвано обеспечивать не только усвоение суммы знаний, но и планомерное формирование познавательных способностей ребенка.

Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия. Чтобы ребенок в дальнейшем развивался нормально в умственном отношении, следует, как можно раньше формировать его сенсорные способности.

Какое бы важное значение мы ни придавали сенсорному воспитанию, оно не исчерпывает проблем дошкольной дидактики. Очень рано, уже в первые годы жизни, ребенок начинает усваивать информацию, обобщать воспринятые данные с помощью слова, т.е. восприятие становится осмысленным. Разработка системы дидактических задач, при решении которых ребенок учится выяснять простейшие отношения между вещами, пользоваться одним предметом в качестве средства воздействия на другой, обобщать представления о вещах, способствует развитию простейших видов практического, наглядно-действенного мышления в раннем возрасте.

Что касается умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, то оно тесно связано с проблемой подготовки к школьному обучению. Современные исследования показывают, что интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем предполагалось ранее.

Эффективность самого обучения (в узком смысле этого слова) в большой мере зависит от того, как ребенок эмоционально относится к обучающему, к предложенному заданию, какие чувства вызывает у него сложившаяся ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи. Подобные эмоциональные проявления существенно влияют не только на уровень интеллектуального развития ребенка, но и более широко – на его умственную активность и даже на творческие способности. Даже специальная подготовка дошкольников (обучение началам математики и грамоты) бывает наиболее эффективной тогда, когда специальные знания и умения формируются на фоне уже возникшего у детей устойчивого познавательного интереса. Например, быстрее других запоминают буквы, составляют слова и читают их те дети, у которых прежде было сформировано заинтересованное отношение к книге. В противном случае знания, умения и навыки усваиваются детьми с существенными затруднениями и не являются устойчивыми.

Поэтому, рассматривая уровень подготовленности ребенка к школьному обучению, мы имеем в виду, прежде всего его личностную готовность как единство его интеллектуальных качеств с активным эмоциональным отношением к окружающим.

Важное место в дошкольной педагогике занимает художественное воспитание, оказывающее влияние не только на эстетическое, но и на умственное и нравственное воспитание ребенка.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Сотрудничество учителя и работников внешкольных учреждений
Целью сотрудничества учителя и работников внешкольных учреждений является привлечение к организации внеурочной работы квалифицированных педагогов и специалистов различного профиля, а также использование материально-технических ресурсов внешкольных учреждений для эффективного общего и специального р ...

Внимание как ведущее условие организации познавательной деятельности младшего школьника
В ходе исследования потребовалось определить содержание таких понятий как «внимание», «свойства внимания», «познавательная активность», «познавательная деятельность». Несмотря на значимость внимания, психологи до сих пор не определились с трактовкой понятия «внимание». Так отечественный психолог Р. ...

Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента
Проблема формирования словаря у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики при различных речевых нарушениях и о методике её формирования и развития является особо актуальным. Формирование словарного запаса имеет большое значение для развити ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru