Возрастные особенности развития воображения

Страница 1

Первые проявления воображения наблюдаются тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Это есть переход от того, что ребенок видит реальный предмет, действует с ним так, как этот предмет требует к тому, когда ребенок действует с одним предметом, а воображает на его месте другой.

Первые проявления воображения относятся к 2,5-3 годам, именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Воображение младшего дошкольника еще как бы приковано к предмету. Он начинает игру на основе тех предметов, которые видит. Воображение идет еще за явно видимым, за предметами, которые привлекают его внимание. Поэтому младшие дошкольники предпочитают яркие игрушки, игры их непродолительны-10-15 минут.

Словесное творчество еще недостаточно развито: в лучшем случае они могут представить себе, что происходит в сказке, ответить на вопросы или иногда даже дополнить ее по-своему.

Воображение младших дошкольников носит еще репродуктивный характер. Ребенок практически без изменений отображает в своих произведениях увиденное или услышанное им. Это хорошо видно в словесном творчестве. Если перед ребенком поставить задачу рассказать, что он видит на картинке, или даже специально придумать, что случилось раньше или будет потом, то дети ограничиваются перечислением того, что они видят, даже не пытаясь соединить увиденное в какой-либо сюжет.

Дети 4-5 лет уже пытаются придумать сюжет, объединяющий все увиденное, но не выходя за рамки того, что видят. И только дети среднего и старшего дошкольного возраста могут более - менее досочинить что- то свое с опорой на предложенную картинку. У средних и старших дошкольников наблюдается стремление не только воссоздать воспринятое, но и дополнить свои рассказы такими моментами, которые прямо не изображены, но подчиняются придуманному ими сюжету (начало и конец сказки).

Превращение воображения ребенка из деятельности, нуждающейся во внешней опоре, в самостоятельную внутреннюю деятельность в основном заканчивается к среднему и старшему дошкольному возрасту. Для таких детей характерно появление интеллектуальных или словесных игр, развитие самостоятельного словесного творчества. Предметная деятельность переходит в сюжетно-ролевую игру, которая представляет возможности для развития фантазии и творчества. В сюжетно- ролевой игре главное - выполнить определенную роль, выполнить присущий данной роли порядок действий. Именно в игре ребенок начинает воспроизводить те отношения, которые он наблюдает у взрослых людей и которым он стремится подражать. И чем больше ребенок получает впечатлений, тем больше простора для развития его воображения.

Вместе с развитием сложности игр развиваются и возможности творческого воображения ребенка, накапливается тот материал, который пробуждает и направляет фантазию ребенка. Выполнение роли в игре требует от ребенка сложнейшей деятельности воображения: необходимо хорошо представлять себе, что должен делать его герой в данную минуту. Именно в игре ребенок выражает себя через воображение наиболее полно и свободно.

«Игра подводит ребенка вплотную к той способности, которая характеризует воображение взрослого человека, к способности действовать именно в плане образов, в плане представлений. Сначала воображение приковано к тем предметам, с которыми он действует, затем он опирается на игровые действия в игре, но уже к концу дошкольного возраста воображение ребенка отрывается от внешних опор и переходит во внутренний план», - пишет О.М. Дьяченко [19, С. 22].

Такая необходимость приводит к тому, что ребенок начинает все чаще «проигрывать» различные ситуации в уме, а затем как- то обнаруживать это вовне. Так постепенно складывается воображение как особый психологический процесс действия в плане образов, представлений. Постепенный переход к внутренней деятельности воображения, который происходит в результате развития игры, ведет к проявлению творческой активности в разных областях.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Например. Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительског ...

Многообразие живой природы в содержании комплексных и парциальных экологических программ
Экологическое воспитание детей – новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Для изучения вопроса использования игры в экологическом развитии детей необходимо проанализировать современные программы ...

Педагогическое обеспечение духовно-творческого становления личности дошкольников
От природы в человеке заложены огромные потенциальные возможности. Можно предположить, что они указывают на возможность восхождения человека к духовным состояниям, которые лежат в основе творчества и духовности, ибо нельзя представить творческий продукт, который не был бы одухотворен, пропитан чело ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru