Типы решения творческих задач

Страница 4
то в экспериментальной группе наблюдаются существенные изменения по показателям. Так, у 4 человек рассказы были оценены в 5 баллов, у 6 человек - в 4 и 3 балла. Рассказы детей отличались оригинальностью, фразы были интересными с элементами юмора, дети с легкостью объединяли составленные предложения в связный рассказ.

Полученные результаты на первоначальном этапе исследования и в контрольном эксперименте отображены на гистограмме 3.

Гистограмма 3

3. Повторное проведение методики «Придумай свою сказку»

(по предложенной картинке) позволило получить следующие результаты.

Контрольный этап имел целью проверить изменения, происшедшие в процессе воображения в результате формирующих занятий. Все дети экспериментальной группы справились с заданием. Анализ их импровизаций обнаружил возросшую продуктивность воображения, его совершенствование со стороны повышения его целенаправленности, освобождения от власти восприятия. Это выразилось в следующем, число детей, использовавших доступные приемы преобразования и комбинирования образов восприятия и памяти возросло; испытуемые более широко применяли как простые, так и относительно сложные приемы.

Следствием этого было увеличение числа фрагментов сказок, созданных детьми на контрольном этапе. У большинства детей импровизации имели повествовательный характер. И, наконец, некоторые дети придумывали сказки, сюжет которых раскрывал образ главного персонажа. Факты содействия, сопереживания испытуемых персонажам, яркое проявление личностного отношения «авторов» к содержанию сказок свидетельствовали об активизации воображения детей.

Количественный и качественный анализ свидетельствуют о том, что дети экспериментальной группы по всем показателям развития творческих способностей опережают детей контрольной группы.

Наше предположение о том, музыкальное сопровождение способствует развитию речевого творчества детей среднего дошкольного возраста подтвердилось. Так, прослушивание классических музыкальных произведений и формирующие занятия активно стимулируют творческую речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста. Исследование показало, что музыкальные произведения влияют на качественную сторону детского рассказа. Музыкальные произведения необходимо использовать в работе с детьми среднего дошкольного возраста для развития творческих способностей детей.

Музыкальные сказки при их использовании в работе с детьми вызывают у дошкольников яркий эмоциональный отклик, творческую речевую активность, влияют на работу творческого воображения, на стремление интегрировать собственный опыт с опытом других людей, с опытом сверстников, стремление достигнуть известного взаимопонимания с предполагаемыми или реальными участниками творческого диалога. Здесь налицо конструктивное единство преемственности и уникальности творческой деятельности. Причем главное - это не столько самовыражение, сколько установление коммуникаций, возможно, не без претензий на лидерство в творческом общении.

Использование в обучении речевому творчеству музыкальных произведений активно влияет на качественные изменения характера этой деятельности. Процесс сочинения сказки - одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка, сочинительство активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему - идеальному - миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния. Отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора, неопределенность стимульного материала, близость сказки к душевной деятельности ребенка и другие факторы способствуют максимальному развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня специальной тренированности в предсоревновательный период
В поурочной учебной программе для детско-юношеских спортивных школ по баскетболу предусмотрено распределение часовой нагрузки на все виды подготовки юных баскетболистов. Далее будет рассматриваться распределение учебных часов на учебно-тренировочную группу второго года обучения. Всего по плану пред ...

Проблемное обучение как психолого-педагогический феномен
Проблемное обучение - это не абсолютно новое явление в педагогике. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Жан Жака Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К.Д.Ушинский. Он, например, писал, что лучшим способом перевода механ ...

Потребность в общении
Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию. "Первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка - это потребно ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru