При разработке, любой учебный материал должен отвечать определенным образовательным принципам.
«Принципы - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.»
Общие основные требования, предъявляемые при разработке учебного материала:
Соответствие образовательному стандарту и типовой программе;
Наличие основного, дополнительного и вспомогательного материала;
Соответствовать санитарно гигиеническим нормам;
Четкость структуры изложения материала;
Научность материала;
Наличие теоретических обобщений;
Логичность и последовательность изложения материала;
Наличие внутренних межпредметных связей.
Большую роль при осмыслении и закреплении знаний играют системы задач, имеющие свои требования к созданию:
Соответствовать учебной программе;
Использоваться в сочетании с различными методами обучения;
Содержать задачи с избыточной и недостающей информацией;
Быть разнообразной по форме выполнения;
Обеспечивать необходимый уровень самостоятельности;
Учитывать индивидуальные возможности ученика.
Все вышеперечисленные требования должны учитываться при разработке учебных материалов для детей с ОВЖ, но, в виду особенностей построения образовательного процесса и особенности восприятия детей конкретной категории, необходимо внести некоторые корректировки и дополнения.
Приоритетным, при обучении детей с ОВЖ, должен быть принцип коррекционно-компенсирующей направленности. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося и построения образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов.
Госстандартом образования предъявляются единые требования к обязательному уровню подготовки учащихся основной школы. По этому, при обучении детей с ОВЖ, соответствие системы задач учебной программе должно сохраняться.
При выборе методов обучения необходимо учитывать физические возможности учащихся, активизируя сохранные функции.
Содержание задач с избыточной и недостающей информацией, способствует формированию мышления и навыков выделения существенных данных, при решении различных жизненных задач, особенно для детей с ОВЖ.
Выполняя практическое задание, творческий подход не только оптимизирует учебную деятельность детей с ОВЖ, но и способствует творческому развитию личности в целом.
Добиться максимально возможной самостоятельности в решение поставленной задачи учащимся данной категории позволит наличие четкого и понятного инструктажа по выполнению.
Индивидуальный подход является конкретизаций дифференцированного подхода. Он направлен на создания благоприятных условий обучения, учитывающих, как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности.
Анализ принципов общего и специального образования, а так же требований к системе задач позволяет сформулировать следующие требования к разработке системы задач для детей с ОВЖ:
Коррекционно-компенсированная направленность;
Соответствие учебной программе;
Активное использование методов позволяющих опираться на сохранные анализаторы учащегося;
Содержание задачи с избыточной и недостающей информацией;
Наличие творческого элемента при любой форме выполнения;
Содержание четкого и понятного инструктажа для самостоятельного выполнения;
Учет индивидуальных возможностей учащегося.
Сформулированных требований необходимо придерживаться при создании учебного материала для детей с ОВЖ.
Компьютерное программирование – это составление программ на некотором языке программирования для последующего их выполнения на компьютере.
Учитывая современные подходы к процессу программирования, предлагаемый материал дает возможность обучающемуся приобрести навыки логического мышления для разработки компьютерных приложений в различных средах программирования.
Новости образования:
Использование Интернет во внеклассной работе по английскому языку
В настоящее время использование средств сети Интернет во внеклассной работе стало очень популярным и доступным. В сети много возможностей организовать индивидуальную самостоятельную деятельность школьников по совершенствованию тех или иных знаний, умений, навыков в овладении иностранным языком. Бол ...
Виды и уровни проблемного обучения
Процесс проблемного обучении порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо почти полностью отсутствовать. М.И. Махмутов считает, что виды проблемного обучения ...
Симптоматика общего недоразвития речи
По данным Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В[45]., несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3–4 ...