Определение понятия «дизайн», «творческое мышление», «дизайнеркое мышление» и его качества

Педагогические практики » Формирование основ дизайнерского мышления у дошкольников » Определение понятия «дизайн», «творческое мышление», «дизайнеркое мышление» и его качества

Страница 2

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но оно практически не отличается от того, которое было предложено Дж. Гилфордом. [10]

Итак, творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

Из всего вышесказанного следует, что «дизайнерское мышление» - это такой тип мышления, при котором имеется определенное количество специальных знаний (конструкторских, художественных и других), а также сформировано нестандартное отношение к действительности и способу существования в ней. [5, с.16]

Эти оба понятия имеют много общего, однако следует отметить, что понятие «дизайнерское мышление» - это часть творческого мышления и направлено оно на осознание и преобразование материальных вещей.

Далее мы рассмотрим основные уровни развития дизайнерского мышления у дошкольников, но в том виде, который соответствует их возрастным особенностям.

Стихийное дизайнерское мышление. Этому виду мышления присущи бессистемность, отсутствие стремления к системности, бессознательность. Данный уровень формирующегося до начала систематического обучения, и мышление зависит от специальных условий и индивидуальных способностей ребенка. [2, с.47]

Системное дизайнерское мышление – это мышление, которое можно сформировать при овладении специальными знаниями умениями в условиях определенной эстетико-педагогической среды, а также в процессе возникновения проблемно-поисковой ситуации и способов ее решения.

Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:

а) конструктивность;

б) целесообразность;

в) вариативность, гибкость;

г) чувство стиля и стилевой гармонии.

Конструктивность – это такое качество мышления, которое позволяет проанализировать определенную предметную ситуацию и на основе этого преобразовать ее. Так если вещь не соответствует предъявляемым практическим или эстетическим требованиям, то возникает проблемная ситуация, для решения которой должна быть намечена определенная система действий, направленных на исправление несовершенства предмета. Эта стадия в проектной деятельности является, пожалуй, наиболее важной, так как позволяет предусмотреть и устранить недостатки функционирования вещи еще на стадии разработки.

Целесообразность как качество дизайнерского мышления тесно связано с конструктивностью. Если конструктивность можно определить как способность к постановке целей, то целесообразность - это способность строить систему действий в точном соответствии с этими целями. В целесообразности отражается понимание связи декоративно-художественных и конструктивных свойств предмета с областью его функционирования. Выбор материала, цвета, декора также происходит на основе целесообразности.

Вариативность и гибкость мышления позволяют создавать и разрабатывать не один, а несколько вариантов проектов, соответствующих цели. Творчески мыслящий человек старается построить по возможности больше гипотез, из которых можно выбрать один самый лучший вариант, а можно разрабатывать и многие варианты, как разновидности творческого решения проблемы.

Вариативность мышления, безусловно, повышается с расширением опыта и знаний, но помимо них в учебном процессе большую роль играет и использование соответствующих методов, специально стимулирующих решение творческих задач.

Чувство стиля и стилевой гармонии позволяет подходить к оценке окружающей предметной среды как к единому целому. Понятие «стиль» означает именно устойчивое единство. Обычно это единство выражается через определенные признаки и приемы художественного оформления, о которых у дошкольников должны быть сформированы соответствующие знания. Вообще понятие «стиль» объединяет в себе довольно сложный комплекс диалектических отношений содержания и формы, в том числе культурно-исторические особенности эпохи, ее мировоззрение и далее. [2, с.50]

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Практический опыт организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста
Педагогическая и воспитательная работа в ДОУ № 63 пгт. Чернышевск Забайкальского края ведется согласно основной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой. Экологическое воспитание дошкольников среднего возраста в ДОУ ведется в следующих педагогических ...

Значение творческой индивидуальности в работе педагога
О творческой индивидуальности педагога можно говорить тогда, когда он выступает не как ис­полнитель, а как самостоятель­ный, автономный субъект дея­тельности и его действия и их результат выходят за рамки традиционно принятых в педа­гогическом сообществе. Яркая индивидуальность учителя поз­воляет е ...

Зависимость методов от учительского «Я», целей и объектов воспитания
Результаты воспитания зависят не только от методов, но и от умелого их применения, а также от знания объекта. Поэтому , метод- это «я».Все через меня. Нет плохих методов,…. Хороших методов столько же, сколько - хороших учителей. Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании. Эффективность ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru