Состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе

Педагогические практики » Моделирование среды воспитания духовно-творческой личности дошкольника » Состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе

Страница 2

На основе анализа социального и семейного контекстов социализации этот процесс связывается с продуктивной переработкой внутренней и внешней реальности (К. Харрельман) [10, С.21], и ведется речь об удавшейся и неудавшейся социализации. В центре модели - субъект" а педагогическая цель этой модели связана с профессиональным включением его в процесс социализации.

Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества может быть представлена как совокупность четырех составляющих:

стихийная социализация человека по взаимодействию и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

относительно направляемая социализация, когда государство принимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных и/или социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и так далее);

относительно социально контролируемая социализация планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека (воспитания);

более или менее сознательное самоизменение человека (самостроительство, самосовершенствование, саморазрушение), имеющего просоциальный, социальный или антисоциальный вектор, в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям его жизни". При этом ценностно-ориентационные предпосылки социализации в социальных институтах тоже могут быть противоположными (асоциальными и просоциальными).

Еще Б.Х. Ананьев подчеркивал, что многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир.

Б.С. Братусь предлагает говорить о неустойчивых ситуативных смысловых содержаниях (характеризуются эпизодичностью, зависимостью от внешних обстоятельств); об устойчивых, личностно-присвоенных смысловых содержаниях; о личностных ценностях, которые названы нами выше как осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Если они составляют горизонталь "сетки смысловых отношений", то уровни смысловой сферы - эгоцентрический, фуппоцентрический, просоциальный, - составляют ее вертикаль. Нормальное присвоение родовой человеческой сущности должно составлять движение как по вертикали, так и по горизонтали. Данный подход Б.С. Братуся позволяет достаточно точно определить, как стать личностью в процессе социализации. Для этого, прежде всего, каждой личности необходимо осознать, отрефлексировать наиболее общие смысловые образования и принять те из них, которые определят просоциальную направленность становления личности. Это указывает на то, что в процессе социализации субъективные смысловые образования выполняют направляющую роль (асоциальную - просоциальную).

На связь социализации и духовного развития личности указывает А.Г. Асмолов, который, рассматривая образ жизни личности, отмечает его связь с различными институтами социализации (семья, школа, трудовые коллективы - большие и малые социальные группы), участвующими в процессе приобщения личности через совместную деятельность к общественно-историческому опыту. Через их систему человек усвоит экстериоризированные в человеческом мире "значения". При этом, совместная деятельность и есть тот "алмаз" (А.Г. Асмолов), который поворачивает человека, чтобы увидеть "социальные души предметов" (А.Г. Асмолов) и приобрести собственную "душу". Иными словами, по его мнению, в окружающем мире существует особое социальное измерение, создаваемое совокупной деятельностью человечества - поле значений, которое проникает в культурную сферу личности, развивая ее потенциальные возможности.

На формирование и развитие личности в соответствии с совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху указывает В.Г. Ананьев [16, с.86]. Он отмечает, что лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, можно понять внутренние условия ее становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность - продукт своей эпохи и жизни страны.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Исследования по спектроскопии сложных органических молекул с 1963 г. до середины 90-х гг
Важным результатом деятельности кафедр физики и математики при Ставропольском государственном педагогическом институте стало создание и развитие нового научного направления «Физика оптических явлений». Оно возникло как дочерняя школа и развивалось в тесном взаимодействии со школой профессора Э.В. Ш ...

Педагогические возможности туризма
Общеизвестно, что туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал и является прежде всего важным элементом не только физической, но и экологической, нравственной, эстетической и других сфер культуры. Культурная ценность туризма зависит от его разновидности (международный, внутренний; пл ...

Замысел эксперимента. Программа эксперимента
Среди учащихся 10-го класса был проведен тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами. Тест предназначен для выявления умения выполнять основные логические операции над геометрическими фигурами (аналогии, классификации, построение закономерности) и рассчитан на ра­боту с уча ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru