Общей целью создания ситуации успеха является оказание помощи ребенку из неблагополучной семьи в решении проблем; сформированная готовность у него к социально-одобряемой деятельности.
Основными принципами структуры создания ситуации успеха является следующее:
принцип ориентации на личность воспитанника, его внутренние резервы;
принцип субъект - субъектного взаимодействия;
принцип организации общения ребенка, предусматривающий его заинтересованность взаимодействием в ходе овладения социально-одобряемой деятельностью;
принцип гуманизации (ненасилия), предусматривающий предоставление возможности для принятия ребенком самостоятельных решений.
Содержание профессиональной социально-педагогической деятельности определяет пути и средства деятельности социального педагога, среди которых основными являются:
1. Организация совместной деятельности педагогов, психологов, администрации, социального педагога, направленная на создание условий, при которых у ребенка формируется потребность в достижении успеха.
2. Выявление критериев и показателей сформированности мотивации к социально-одобряемой деятельности.
3. Организация методического обеспечения, основанного на комплексной диагностике личности ребенка.
Раскроем вышеперечисленные условия.
Организация совместной деятельности реализуется через взаимодействие социального педагога с психологом, педагогами, администрацией образовательного учреждения.
Взаимодействие социального педагога с учителями проводилось нами в три этапа: мотивационно-целевой, организационный, результативный.
Мотивационный этап. Учитель ставит задачу сформировать у учащегося установку на успешное выполнение учебного задания, при этом учащийся ощущает себя "творцом обстоятельств", он может преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы. Другими словами, формирует мотив достижения. Но здесь педагог сталкивается с неадекватной реакцией ученического коллектива: кто-то уже выполнял подобное задание, и результаты оказались неудачными, так что у этой категории учащихся уже сформировано отрицательное отношение. Вторая группа школьников не сталкивалась с такой работой, поэтому они не знают, чего ожидать в будущей деятельности. Третья группа, уже выполнявшая сходные задания и успешно справившаяся с ними, находится в состоянии мобилизованности, готовности приступить к выполнению учебной задачи.
На данном этапе учителю проще будет работать с третьей группой, где необходимо только актуализировать положительные эмоции, пережитые детьми ранее. У второй группы детей, где нужно предвосхитить эмоциональную реакцию, нарисовать перспективу удачного выполнения задания, связав ее с теми или иными условиями деятельности, которые в прошлом обеспечивали успех. Наиболее трудоемкой окажется работа с первой группой. Прежде всего необходимо нейтрализовать воспоминания о неудаче в предыдущей деятельности, а затем создать перспективу для новой. Сделать, это можно, например, подчеркнув, что ученик поработал над своими ошибками или что задание изменено по сравнению с прошлым разом. Учитель вправе предложить различные варианты мотивов достижения: стремление самостоятельно решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей, установить новые контакты в ходе выполнения. Другими словами, учитель, опираясь на эмоциональную память учащихся, организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности. Здесь ситуация успеха в большей степени определяется психологическими аспектами.
Организационный этап. На этом этапе социальный педагог рекомендует учителю решить такую задачу: обеспечить учащемуся с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств условия для успешного выполнения задания, заинтересовать его самим познавательным процессом. На этом этапе некоторые дети переживают состояние конфликта: с одной стороны, необходимо выполнить работу, а с другой - ощущается недостаток условий для его выполнения. Здесь особо нужна помощь учителя. Необходимо помочь ребенку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, стимулировать его деятельность.
Новости образования:
Содержание профессионального обучения
Учебные программы профессиональных школ и высших профессиональных школ должны соответствовать следующим требованиям. Предлагаемые ими профессии должны быть включены в список профессионального образования, профессиональное обучение должно быть организовано в соответствии с требованиями Акта о профес ...
Сложности психического развития одаренных детей
Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности. Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человек ...
Общепедагогические принципы экологического
образования дошкольников
Исходя из выше сказанного, можно выделить ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников. Они включают: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, де ...